Школам

Чему и как должна учить современная школа особенных детей? Где заканчивается норма и начинается ОВЗ? Как сделать школу по-настоящему инклюзивной, учитывающей потребности и особенности всех учеников?

Зарубежный и российский опыт показывает, что совместное обучение детей с инвалидностью и без нее способствует социальной адаптации ребят. Дети с инвалидностью становятся более независимыми, а ребята без - более дружелюбными и внимательными.

Создание инклюзивной школы – достаточно сложный процесс, необходимо учесть множество факторов: от физической доступности всех помещений для людей с разными формами инвалидности, до обеспечения индивидуального подхода в обучении детей.

В этом разделе мы собрали для вас документы, которые помогут составить представление о стандартах и требованиях к инклюзивным школам:

  • Переоборудование и обеспечение доступности входа, рекреаций, классных помещений, спортивного зала, библиотеки, столовой, туалетных комнат.
  • Повышение квалификации и подготовка педагогического состава школы.
  • Особенности учебного процесса в зависимости от различных образовательных потребностей детей.
  • Особенности социально-психологической работы с ребенком с ОВЗ и его семьей.
  • Подготовка детей без инвалидности и их родителей к переходу к инклюзивной модели обучения.

Также вы сможете прочитать об инклюзивных технологиях в дошкольных образовательных организациях и системах дополнительного и профессионального образования. И познакомитесь с опытом инклюзивного образования в регионах России, Беларуси, Кыргызстане и других странах.

Обратите внимание на брошюру «Школа, доступная для всех», рассказывающую о том, как обустроить обычную школу для комфортного обучения в ней детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и неслышащих.

Инклюзивное общество начинается с детского сада и школы, которые учат уважать и ценить каждого человека! Дайте вашим ученикам возможность получить этот бесценный опыт!

«Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя»

Это методическое пособие для педагогов школ, которые ориентируются в своей работе на политику и практику инклюзивного образования. Основные понятия, технологии и ошибки. Авторы — Татьяна Седовина, председатель Архангельской региональной общественной организации по защите прав детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии «Забота», и Елена Шинкарева, юрист региональной общественной организации «Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области». Издано при поддержке организации «Перспектива» в 2016 году.

Скачать в формате .pdf


«Команда консультирует семью»

Это методическое пособие предназначено для широкого круга специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями. В пособии предлагается модель командного консультирования, направленного на оказание помощи семье ребенка с особенностями развития в его воспитании и обучении. Книга может быть использована при организации проведения командных консультаций. Авторы — психологи Татьяна Медведева и Илья Музюкин. Издано при поддержке фонда «Выход», 2016 год.

Скачать в формате .pdf


«Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста»

Книга-пособие для врачей. Выпущена по заказу департамента здравоохранения Правительства Воронежской области в 2014 году.

Скачать в формате .pdf


«Дружелюбный кинотеатр и театр»

Это пособие рассказывает о том, как создать среду, дружелюбную к людям с аутизмом. Как провести тренинг для персонала учреждения, организующего культурные развлечения, чтобы сотрудники с пониманием отнеслись к посетителям с таким расстройством. Издано при поддержке фонда «Выход», 2016 год.

Скачать в формате .pdf


«Дружелюбный музей»

Руководство для директоров музеев по созданию доступной среды для детей и взрослых с аутизмом и ментальными расстройствами. Издано при поддержке фонда «Выход», 2016 год.

Скачать в формате .pdf