В рамках цикла образовательно-просветительских мероприятий «Шаг в инклюзию», проводимого по проекту Департамента образования города Москвы «Университетские среды для учителей», 17 декабря 2018 года прошла научно-практическая конференция, посвященная профессиональным компетенциям учителей, осуществляющих работу в инклюзивных образовательных учреждениях.
Мероприятие было организовано Институтом проблем инклюзивного образования, Московским психолого-педагогическим университетом и Департаментом образования города Москвы. Лекторами и экспертами конференции выступили ведущие специалисты психолого-педагогического университета, учителя инклюзивных и ресурсных классов, дефектологи, психологи и родители-активисты, принимающие участие в реализации инклюзивных школьных программ.
Конференция проводилась в трех частях: пленарные выступления, круглый стол и практические рекомендации конференции. В пленарной части выступающие ознакомили аудиторию с актуальными вопросами реализации профессиональных и необходимых навыков и компетенций педагогического состава в процессе совместного обучения. В числе прочих вопросов поднимались проблемы процесса обеспечения профессионального развития педагогов в реализации инклюзивной практики, а также вопросы обеспечения профессиональной готовности к инклюзии педагогов в вузах. Был проведен анализ профессиональных компетенций, необходимых для реализации инклюзивного образования, а представители московских образовательных организаций поделились опытом по включению обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс. Также большое внимание выступающие уделили вопросам профессиональной готовности к работе в инклюзивной среде и эмоциональным ресурсам педагогов. Критериями качества инклюзивного образования были названы квалифицированность и специализированный профессионализм учителей в инклюзивных образовательных учреждениях.
На круглом столе под названием «Ресурсы и дефициты образовательных организаций для реализации инклюзивной практики» прошло обсуждение современного состояния инклюзивного образования в российских образовательных организациях, рассматривались сложности и препятствия процесса, а также пути решения проблем и возможные ресурсы для реализации эффективной инклюзии в образовании.
Конференция завершилась блоком рекомендаций по обеспечению профессиональных компетенций педагогов, реализующих инклюзивную практику. Участниками конференции стали руководители образовательных организаций, педагоги, методисты, педагоги-психологи, дефектологи, учителя-логопеды, тьюторы, студенты педагогических вузов, родители детей с ОВЗ. Все, кто не смог присутствовать на мероприятии лично, имеют возможность ознакомиться с видеоматериалами научно-практической конференции «Профессиональные компетенции педагогов в реализации инклюзивной практики».