Проблемы и роль тьюторов в инклюзивном образовании

26 апреля состоялся вебинар «Тьюторы и ассистенты учителя – сегодняшний опыт», организованный РООИ «Перспектива» в рамках онлайн-курса о практике инклюзивного образования.

Спикером вебинара выступила Анна Хесина, юрист СГООИК «Ассоциация Десница» (Самара), координатор по вопросам инклюзивного образования, администратор и куратор Юридической клиники, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия».

Для обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной структуре необходимо наличие сопровождающих специалистов – тьюторов и ассистентов учителя. В России такие должности появились сравнительно недавно и не в каждой школе они имеются. К сожалению, не каждая школа понимает необходимость тьюторского сопровождения при инклюзивном образовании и система подготовки кадров в этом направлении на данный момент весьма несовершенна. К тому же только недавно появились документы, регулирующие правовую основу деятельности этих специалистов и, следовательно, систему их подготовки. Тьюторов критически мало, и когда возникает в них надобность, то образовательные организации сталкиваются с тем, что попросту не могут найти квалифицированных специалистов и когда школа хочет организовать тьюторское сопровождение учащемуся с ОВЗ, решить данную кадровую проблему она очень часто не в состоянии.

Ведущий эксперт вебинара Анна Хесина рассказала о том, как родители детей с ОВЗ и инвалидностью могут добиться тьюторского сопровождения во время образовательного процесса, обозначила проблемы правового регулирования в данной сфере, его недостатки и противоречия. Эксперт подробно остановилась на правах и обязанностях тьютора и ассистента, предусмотренных законодательством, их трудовых функциях. Также познакомила участников вебинара с опытом Самарской области по данному вопросу и в том числе по подготовке тьюторов в вузах Самары.

Вебинар «Тьюторы и ассистенты учителя – сегодняшний опыт» рекомендован как специалистам инклюзивной образовательной сферы, так и родителям детей с инвалидностью. Вебинар сопровождается синхронным переводом на русский жестовый язык.