На вебинаре выступили Ирина Голубева и Лилия Зигле, руководящие детским садом №41 «Центр интегративного воспитания». Они рассказали о том долгом пути, который им пришлось пройти за 25 лет внедрения модели совместного образования детей с инвалидностью и без.
Первым шагом на пути к инклюзии, хотя в 90-е этого слова еще не знали, стало создание в детском саду лекотеки в рамках совместного сотрудничества с коллегами из Швеции. Проект впоследствии был поддержан органами государственной власти Санкт-Петербурга, это способствовало дальнейшему развитию модели. Лекотека – это форма дошкольного образования, подразумевающая еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом, проходящие в форме игры. Основной целью такого дошкольного образования, является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Педагоги лекотеки помогают ребенку с нарушениями развития, формируют у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям.
Лилия Зигле представила на вебинаре 5 основных принципов совместного образования:
- прохождение программ ранней помощи детьми с особыми образовательными потребностями;
- соблюдение принципа комплектования групп совместного образования (80% нормативно развивающиеся дошкольники и 20% дошкольники с ОВЗ);
- постоянство команды специалистов, большинства коллектива воспитанников и пространственной структуры среды;
- обязательная реализация индивидуальных планов/программ психолого-педагогического сопровождения для воспитанников с ОВЗ;
- обеспечение единого коммуникативного пространства в семье и детском саду.
Мария Перфильева (эксперт НКО по вопросам обеспечения доступа к образованию детей с инвалидностью) обратила внимание на важность включения детей с ОВЗ с самого раннего детства: «К сожалению, нечасто об этом говорят, но это очень важно. Служба ранней помощи закладывает основы для дальнейшего пребывания людей с особенностями в обществе. Чем раньше начинается психолого-педагогическая работа с ребенком, тем более эффективно его дальнейшее включение в образовательные институты».
Ирина Голубева подчеркнула важность роли сотрудничества образовательного учреждения и семьи: «Большое внимание мы уделяем взаимодействию как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями типичных детей. Так формируется инклюзивная культура. А если семья находится в кризисе, специалисты будут уделять такой семье повышенное внимание».
Вебинар полезен как профильным специалистам, так и молодым родителям детей с ОВЗ, как практическое руководство по вопросам ранней интеграции ребенка.