По словам Гэри Банча, определение инклюзивного образования, которое используется в Канаде и в целом ряде стран, звучит так: «Инклюзивное образование – это образовательная практика, которая основывается на философском утверждении, что все учащиеся, с инвалидностью или без нее, имеют право на совместное обучение в соответствующих из возрасту классах». Такое обучение приносит видимую пользу всем участникам, в условиях инклюзии все работают сообща, одинаково вовлекаясь в процесс.
Инклюзия в канадском школьном сообществе реализуется совместной работой детей, педагогов, родителей, ассистентов учителей и административного состава школы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом задействуются все необходимые ресурсы и соответствующее оборудование для реализации как учебного плана, так и социализации учеников.
По задумке ЮНЕСКО, в конечном итоге к построению инклюзивного общества должны перейти все страны, и именно с инклюзивных школ посредством реализации прав на образование всех детей, через создание доброжелательной атмосферы и начинается борьба с дискриминационными взглядами. Говоря об основах инклюзии, Гэри Банч отмечает, что в Конвенции о правах человека инклюзивное образование определяется как право, которое должно быть реализовано по отношению ко всем без исключения лицам, желающим получить образование. И, ко всему прочему, оно должно быть «инклюзивное, качественное и бесплатное».
Тем не менее, Гэри Банч обращает внимание на тот факт, что на сегодняшний день концепция и практика инклюзивного образования далеко не везде и не всегда понимается верно. Чаще всего происходит путаница понятий «инклюзивное образование» и «специальное образование», которые имеют принципиальные различия на всех уровнях реализации. В данном ролике Банч рассказывает историю возникновения инклюзии как концепции и историю ее закрепления в качестве официальной политики ООН. Также мы узнаем о вехах педагогического пути Гэри Банча, о его переходе от модели специального образования к более современной и эффективной инклюзивной модели, о том, какие проблемы ему приходилось решать в период становления инклюзии в Канаде.
Педагогика, ориентированная на каждого ребенка в индивидуальном порядке, легла в основу инклюзивных методик преподавания. Благодаря огромной работе и самоотдаче людей, стоявших на начальных стадиях разработки модели инклюзивного образования, эта прогрессивная модель обучения, при которой все дети вне зависимости от их особенностей учатся вместе, пришла на смену устаревшей модели раздельного образования, когда ребенок сепарируется от общества и в связи с этим приобретает множество дополнительных проблем.