Маттиас Ригвист – директор школы Хегсотра, которая находится в шведском городе Лидинге. Более полутора часов он рассказывал слушателям об устройстве шведской инклюзивной школы.
Мария Перфильева, ведущая вебинара обратила внимание на важность командной работы для успеха образовательного процесса: «Маттиас рассказал, что все учителя владеют разными схемами преподавания для разных возрастов и особенностей. Образовательный процесс – это командная работа, построенная в режиме диалога педагогов с учениками и родителями».
Маттиас Ригвист подробно ознакомил участников вебинара с самыми частными подробностями, которые могут быть полезны для российских инклюзивных школ. Слушатели узнали, что школа Хегсотра состоит из 22 классов, в которых учатся дети от 6 до 16 лет, причем для пятой части учеников шведский язык не является родным. Вместе с нормотипично развивающимися детьми в школе Хегсотра успешно обучаются ребята с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями развития интеллекта, с гиперактивностью и с другими особенностями.
В младшей школе учатся дети от 6 до 9 лет – это 2 класса, состоящие из 34 человек. С ними работают два педагога в первой половине дня и один во второй. С детьми старше 12 лет занимается классный руководитель и учителя-предметники. Всего в школе работают 65 педагогов.
Маттиас Ригвист убежден, что «ключевыми словами для развития школы, доступной для всех, являются взаимоотношения, отношение и уважение, а также равная ценность каждого. Вместе мы создаем общество, которое хотим видеть в будущем».
По словам спикера, инклюзия в Швеции воспринимается не только как образовательный процесс, а как необходимое условие будущего инклюзивного общества. Для детей с тяжелой формой инвалидности существуют специальные коррекционные школы, которые, в отличие от обучения на дому, не подвергают ребенка сепарации. В Швеции попросту не существует формы обучения на дому для учеников с инвалидностью.
В школе Хегсотра раз в полугодие проводится оценка стратегии «Где мы? Куда идем? И что нам нужно сделать?», в процессе обсуждения которой участвует весь коллектив школы.
Также Маттиас Ригвист рассказал об особых адаптационных программах, функционирующих для разных детей: «Мы разработали три уровня адаптационных программ: общие адаптации (для всех), дополнительные адаптациях (для кого-то одного или нескольких учеников) и специальная поддержка для тех, кто в ней нуждается».
Вебинар с Маттиасом Ригвистом привлек внимание многих специалистов, его слушателями стали около 400 человек из разных регионов России.