Диме Никитину 14 лет, он учится в общеобразовательной школе Воронежа. Его мама, Евгения Никитина, рассказывает: «Когда Дима пошел в первый класс обычной школы, было очень сложно всем нам. Мы переживали за него, боялись, как его будут воспринимать другие ученики».
У Димы аутизм, но, когда он стал учеником воронежской школы №92, администрация и педагоги сделали все, чтобы их новый ученик чувствовал себя комфортно и мог получать знания наравне со своими одноклассниками. Принципы инклюзии легли в основу построения образовательной системы в этой школе.
Для того чтобы ребенок с РАС мог реализоваться, нормально учиться, социализироваться и развиваться, было принято решение приглашать специалистов по инклюзивному образованию, чтобы они обучали весь педагогический коллектив основам и методикам инклюзии. Татьяна Голота, классный руководитель Димы: «Мы проводили в классе и тренинги, и уроки доброты, у нас теперь есть стажировочная площадка, на которой педагоги имеют возможность делиться своим опытом, своими победами и проблемами».
Благодаря правильной командной работе школы, в свои 14 лет Дима хорошо учится, делает успехи во многих сферах жизни и пользуется популярностью среди одноклассников. Мальчик занимается вокалом и любит петь на школьных концертах. Вадим Козырев, одноклассник: «Когда мы смотрим на Диму, то понимаем, что он очень талантливый, мы вдохновляемся его примером».
И педагоги, и ученики отмечают, что Дима очень добрый, открытый, отзывчивый и жизнерадостный человек, с которым приятно общаться. Тьютор мальчика, Владимир Кузьмин, рассказывает, что Дима легко контактирует с детьми, любит общаться и всегда делится тем, что у него происходит в жизни – и своими победами, и неудачами.
Любая школа должна быть не просто местом, где получают знания, школа – это школа жизни, модель большого мира, где дети учатся общению, взаимодействию друг с другом, приобретают навыки, как нужно повести себя в той или иной ситуации. Заместитель директора школы №92 Ирина Сальникова отмечает положительную динамику в общей атмосфере школьной жизни и в отношениях между детьми, которая образовалась благодаря инклюзивной направленности работы школы: «Глядя на детей, которым сложно, сложнее чем другим, нормотипичные дети сами приходят к пониманию того, что трудности бывают, трудности возможны в жизни, но с ними всегда можно справиться. Дети общаются с Димой, и он им помогает становиться лучше»