Право на образование каждого человека в России закреплено законодательно.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. было закреплено понятие инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
РООИ «Перспектива» проводит исследования по оценке инклюзивности школ в регионах России, помогая общеобразовательным учреждениям увидеть полную картину готовности конкретной школы к предоставлению инклюзивного образования и скорректировать работу в направлении инклюзии.
Согласно Закону каждый ребенок имеет право на обучение, и смысл инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, вне зависимости от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Таким образом, каждое образовательное учреждение должно озаботиться вопросами создания надлежащих условий без дискриминации для обучения детей как с инвалидностью и ОВЗ, так и без. В п. 2 ст. 34 по этому поводу говорится: «Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции». Следовательно, школы должны учитывать особенности психофизического развития обучающихся, состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Согласно п. 3 ст. 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.
Благодаря общественно-профессиональной оценке инклюзивности школ каждое образовательное учреждение имеет возможность оценить не только наличие специальных условий для осуществления инклюзивного образования, но и провести мониторинг готовности педагогов, родителей и самих детей к принятию инклюзии как таковой.
Мы предлагаем представителям школ заполнить на нашем сайте анкету, результаты которой смогут помочь в дальнейших исследованиях развития инклюзии в образовательных учреждениях России. Также представляем вашему вниманию ознакомительный вебинар, проведенный экспертами РООИ «Перспектива» и Института социальной политики и Национального исследовательского университета ВШЭ, посвященный итогам общественно-профессиональной оценки инклюзивности школ России с 2016 по 2019 гг.