Спикеры вебинара, социальный адвокат Людмила Межевова (г. Москва) и юрист Елена Шинкарева (г. Архангельск) обсудили различные вопросы, касающиеся детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
- представили опыт защиты прав детей с СДВГ;
- обсудили распространенные среди родителей мифы об СДВГ («неусидчивый ребенок», «невоспитанный ребенок», «хулиган» и т. п.);
- рассказали, как преодолеть разногласия и непонимание через диалог между школой и родителями в рамках прав и обязанностей;
- обсудили, в чем заключаются особые образовательные потребности – помощь психолога, тьютора, когнитивно-поведенческая терапия и др.;
- уделили внимание, как в области защиты прав на образование работают механизмы ФГОС ОВЗ, законодательства о специальных условиях получения образования, ПМПК и тьюторской поддержки.
♦ Спикер вебинара Людмила Межевова, социальный адвокат, координатор проектов Межрегиональной общественной организации родителей детей с СДВГ «Импульс», рассказала об опыте своей организации по защите прав детей с СДВГ, о том, как важно родителям не терять контакта с педагогами и школой, о горячей линии, на которую родители могут обращаться за помощью.
Разговор начался с того, как много стереотипов в отношении СДВГ существует в обществе, и как их преодолевать. Затем спикер рассказала, как найти учителя для ребенка, как проходить итоговую аттестацию ребенку с СДВГ, что должен делать школьный психолог и что стоит предпринять родителям, если психолог в их школе не подходит. Также спикер познакомила участников с готовящимся к выпуску «Руководством по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан».
♦ Елена Шинкарева, юрист, канд. юр. наук, председатель Региональной общественной организации «Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области» рассказала о существующих правовых механизмах для получения ребенком с СДВГ индивидуальной поддержки в системе образования, о роли ПМПК, о специальных условиях обучения и необходимой психолого-педагогической поддержке в школе.
Также спикер разъяснила вопрос о тьюторской поддержке, неуказанной в заключении ПМПК, и роли школьного консилиума в утверждении программы психолого-педагогического сопровождения ребенка. Участники вебинара узнали, что на психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь может рассчитывать любой ребенок, испытывающий трудности в обучении. Такая помощь может включать психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическую помощь.
От спикеров вебинара:
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD в англоязычном варианте) – совсем нередкая особенность у детей. Это не заболевание. Как правило – это состояние, с которым человек учится жить, и во взрослом возрасте оно перестает быть проблемой. СДВГ далеко не во всех случаях связано со статусом ОВЗ, однако особые потребности в поддержке у ребенка могут существовать на всем протяжении обучения. Система образования, к сожалению, не всегда готова оказать необходимую помощь детям и родителям. Несмотря на это, сегодня уже существуют юридические механизмы для организации помощи ребенку в школе».
Спикеры обратили внимание слушателей на важность коллаборации родителей и школы и посоветовали родителям проявлять больше активности в этом взаимодействии.
Вебинар рекомендуется к просмотру не только семьям, воспитывающим детей с СДВГ, но и педагогическим работникам, специалистам и сотрудникам НКО, работающим с детьми с инвалидностью и без.
Вебинар проводится в рамках проектов РООИ «Перспектива»: «Дети и подростки с инвалидностью: к жизни в инклюзии» (Фонд президентских грантов) и «Дети, подростки и молодежь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем» (Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»).