О роли и основных задачах тьютора рассказывает руководитель Научно-методического центра ИПИО МГППУ Елена Самсонова, которая информативно и лаконично объясняет основные проблемы определения тьюторства и его функции в образовательном процессе.
Из данного ролика слушатели узнают три основные направления стандарта определения тьюторства – отличие тьютора от ассистента, настоящие обязанности тьютора и специфика его деятельности. Понимание этих основных вопросов – очень важный этап при организации инклюзивного образования в учебном заведении, а путаница в понятиях может повлечь за собой такие проблемы, которые не только снизят эффективность образовательного процесса, но и сведут на нет его результаты.
Позиция тьютора была заявлена в новом профессиональном стандарте специалистов в области воспитания в 2017 году и, по определению стандарта, тьютор – это тот человек, который индивидуализирует образовательный процесс и может сопровождать любого ребенка на его образовательном маршруте, помогая осуществлять ему цели обучения. По большей части обучение детей происходит в группах, причем довольно многочисленных, и учитель не может предоставить все те условия, в которых каждый ученик почувствует свой интерес и поймет, в чем его задачи и цели в школе.
Но прежде всего тьюторство – это часть инклюзивного образования, в котором участие детей с особыми образовательными потребностями играет основообразующую роль вообще в рамках понятия инклюзии. У особых детей потребности гораздо шире, чем те, которые наше образование ставит перед тьютором, и поэтому происходит путаница в определении позиций тьютора и позиций ассистента.
Елена Самсонова обращает внимание, что на данный момент это необходимое «расширение задач» уже учтено и «сейчас наконец появилось это различие. Министерство образования выпустило специальное письмо, это различие подтверждающее. Суть в том, что физическое сопровождение осуществляет ассистент, а тьютор помогает ребенку в решении его образовательных задач – его конкретных, личных образовательных задач».
Еще одним важным моментом в своей лекции руководитель Научно-методического центра ИПИО МГППУ обозначила вопрос о дифференциации обязанностей учителя и тьютора, но не в том глобальном смысле, который и так всем понятен (учитель – обучает, тьютор – сопровождает), а в тонких частностях. Елена Валентиновна привела пример, когда учитель, не справляясь с поведенческими особенностями ребенка, с его трудной обучаемостью и другими особенностями, характерными для детей, например, с ментальными нарушениями, делает запрос на тьютора в надежде, что именно тьютор возьмет на себя часть его, учителя, обязанностей: «Так вот, тьютор не должен выполнять задачи учителя, он должен выполнять задачи ребенка! И он должен думать о ребенке не в терминах дефекта, а в терминах тех возможностей, которые у него есть. И, соответственно, тьютор должен помогать расширить эти возможности».
Видеоролик, предоставленный пресс-службой МГППУ, доступен на их странице в фейсбуке.