«Из опыта работы учителя математики с детьми с НОДА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ДЕТЬМИ С НОДА 

Дормидонтова Т.А., учитель математики МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» г. Казань

                                               

Я работаю с детьми с НОДА четвертый год. Первое, что я заметила эти  дети добрые, отзывчивые, у них сильно развита взаимопомощь. Но в данной статье я хотела бы Вам рассказать о тех проблемах, с которыми я столкнулась и как я их решаю. 

Прежде всего, надо отметить, что мы сталкиваемся не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, что само по себе уже приводит к таким проблемам, как медлительность письма, затруднения при построении чертежей  или даже полная невозможность самостоятельного письма. Зачастую у таких деток  есть сопутствующие проблемы, такие как нарушение координации, речи, зрения (астигматизм, косоглазие, близорукость), интеллектуальная недостаточность.  Но даже ученики, имеющие достаточное интеллектуальное развитие, часто не уверены в себе, боятся отвечать, из страха ошибиться. Таких деток приходиться постоянно подбадривать, чтобы они приобрели уверенность в своих силах. Кроме того у многих из них плохая память, неустойчивое внимание, недостаточно сформированы пространственные представления и снижена работоспособность.

Все эти особенности наших детей влекут за собой трудности в учебе. Поэтому, так как к каждому ученику нужен индивидуальный подход, прежде всего при работе с новыми учениками, я узнаю об их особенностях и потребностях у учителей, уже работавших с ними, у их воспитателей и родителей.  На основании полученных сведений,  организую учебный процесс, с учетом особенностей учащихся, использую дифференцированный подход. Например, для учащихся с проблемами со зрением, я весь раздаточный материал печатаю более крупным шрифтом, для тех, кому сложно писать, делаю карточки с пропусками, часто использую тесты.

В пятом классе я столкнулась с проблемой чтения и написания многозначных чисел и десятичных дробей. Для решения этой проблемы сначала мы заполняли таблицу разрядов, а далее каждый день, в течение нескольких недель, у нас каждый урок начинался с математического диктанта. И это продолжалось до тех тор, пока все не научились писать такие числа. При прохождении темы «Прямоугольный параллелепипед», мы с ребятами собирали и разбирали коробку, считали на ней вершины и ребра, находили площадь поверхности. Бывают проблемы при смысловом чтении текстовых задач. Я учу ребят читать задачу внимательно, несколько раз, обязательно делать краткую запись, анализируя задачу, составить мысленно план решения, решить задачу и проверить полученный ответ.

В шестом классе у некоторых не получалось строить окружности классическим способом. Тогда мы попробовали вращать не циркуль, а саму тетрадь, и как оказалось некоторым так удобнее. Так же проблема возникла, когда начали проходить отрицательные числа. Как только мы не считали: некоторым приходилось рисовать термометр, кому-то было более понятно через доходы и расходы, а кто-то только смог освоить данный счет на «врагах и друзьях».

На уроках геометрии большой проблемой стало построение чертежей, как оказалось, построить чертеж по условию задачи сначала не получалось построить ни у кого.  Приходилось учить детей строить пошагово по клеточкам. Но некоторые ученики не могут сами справиться с этой задачей, в таком случае я сама помогаю им начертить.  Однако это занимает часть урока, поэтому я часто использую задачи на готовых чертежах, это позволяет экономить время. Так же проблемой на уроках геометрии стало то, что многие учащиеся не могут запомнить определения и теоремы, поэтому мы часто повторяем  пройденные темы в формате математических диктантов. 

Кроме всего, зачастую я использую мультимедийные презентации, схемы, таблицы, наглядные пособия. Так же для закрепления материала дети дома используют образовательные платформы такие как: Учи.ру, ЯКласс, РЭШ, видео уроки от сайта «Инфоурок».

Отдельно хочу отметить роль игры на обобщающих уроках. Это может  быть викторина, КВН, своя игра, урок-путешествие. Такая форма урока всегда воспринимается детьми положительно, даже самые пассивные, включаются в игру. Это сплачивает класс, и повторение проходит более эффективно, ведь подобные уроки дети запоминают на долго, по нескольку дней обсуждают их и с нетерпением ждут следующих подобных уроков. 

В заключение хочу сказать, что наш Лицей уникален. Дети приезжают с утра и находятся здесь целый день. Помимо учебного процесса у нас в Лицее очень развито дополнительное образование.  Много кружков, которые дети с удовольствием посещают. Например, в театральной студии они эмоционально разгружается, отрабатывает навыки правильной речи, раскрепощается, на занятиях в ИЗО-студии и рукоделия развивают моторику рук и художественный вкус. Еще у нас есть филиал детской школы искусств, где ребята поют, учатся играть на музыкальных инструментах. Наши дети постоянно участвуют во всевозможных конкурсах и становятся победителями. 

Я считаю, что наши дети многого добиваются благодаря слаженной работе руководства, учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Мы все делаем для того, чтобы нашим детям нравилось учиться, чтобы они в школу шли как на праздник, ведь если учеба не в тягость, если тебе помогают, если чувствуешь поддержку одноклассников и взрослых, то становишься уверенным в своих силах.

 

Список литературы:

  • Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М.; Мамайчук ИИ .- СПб изд – во «Дидактика Плюс»,-2001, 272с
  1. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник/ Отв. Ред. С.В. Алехина// Под. ред. Е.В Самсоновой.- М.: МГППУ, 2012. – 64 с.