«Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с НОДА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ С НОДА 

Вафина Л.М, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» г. Казань

                                               

Я работаю с детьми с НОДА уже 21 год. Говоря о детях с ДЦП, мне бы хотелось сначала обратить ваше внимание на трудности в усвоении материала:

– низкий уровень развития восприятия. 

-недостаточно сформированы пространственные представления.

-внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. 

-заметное преобладание наглядной памяти над словесной. 

-снижена познавательная активность. 

-выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 

-снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

-игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 

-все компоненты языковой системы не сформированы. 

-наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости

-трудности с мелкой моторикой рук плоть до полной невозможности писания в классическом варианте.

Зачастую детей с ДЦП сопровождают множество сопутствующих диагнозов – проблемы со зрением, слухом, речью. Встречается интеллектуальная недостаточность и ЗПР, которые  нередко наслаиваются на основной диагноз. Все эти особенности наших детей влекут за собой трудности в учебе.

Еще одна особенность наших детей – это то, что они в основном не посещают дошкольные учреждения, где успешно формируются основы математических способностей,  от которых во многом зависит качество знаний и умений будущего ученика. 

На уроках математики  задача учителя начальных классов заключается еще и в формировании элементарных математических представлений, с которыми здоровые дети уже знакомы. Это ориентирование в пространстве, понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «много», «один», знакомство с геометрическими формами, величинами,

В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, не узнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении.
В связи с этим на уроках  использую: 

  • разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки;
  • упражнения на развитие мыслительных операций.

Практически у всех детей отмечается пониженная работоспособность. Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, давать перерывы при продолжительных заданиях. Более интенсивно нагружать в начале урока и снимать нагрузку в конце занятия.

Как я уже отмечала, основное нарушение при ДЦП – это двигательное. Что приводит к огромным трудностям  при овладении письменной речью.

У меня были учащиеся, которые могли писать только в разлинованных альбомах, многие до четвертого класса пишут в тетрадях в крупную клетку. Очень сложно, да и, порой, невозможно требовать от ребенка правильного каллиграфического почерка. В моем классе есть мальчик, у которого очень сильная  спастика рук. Он даже взять ручку или карандаш не может. На уроках ему помогает тьютор, который записывает за ним все, что он скажет, а дома родители.

В своей работе определила следующие цель – адаптировать методы и приемы базовых технологий, которые помогли бы в формировании познавательных универсальных учебных действий.

Для достижений поставленных целей считаю необходимым использовать следующие принципы обучения детей с ОВЗ:

-индивидуальный подход к каждому ученику;

-мотивация к учебному процессу;

-дозирование учебного материала, использование наглядности;

-проявлять педагогический такт;

-поощрение за малейший успех;

-единство и помощь в работе.

На уроках русского языка  наблюдается неразборчивость почерка, дисграфия.  При дисграфии дети младших классов  с трудом овладевают письмом: их диктанты,  выполненные ими упражнения,  содержат много грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них очень плохой почерк. Если у ребёнка нарушен фонематический слух, ему трудно научиться читать и писать, т.к. он нечётко слышит звучащую речь. При письме он также затрудняется определить, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется ещё и тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Свои уроки  провожу по определённой системе: использование различных речевых игр, разрезной или магнитной азбуки для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.  Дети, прежде всего,  должны усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно прибегаю к противопоставлениям: чем отличается твёрдое произношение от мягкого, глухое от звонкого и т.д.  Тренировка ведётся путём повторения слов, диктантов, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв. Приведу примеры  дисграфических ошибок:

  1. Ошибки на уровне буквы и слога.
  • Ошибки звукового анализа – пропуск гласных (санки – снки)
  •  перестановка букв (фрукты – фрутки, ковром – корвом), добавление лишней буквы (дружно – дуружно)
  • Ошибки фонематического восприятия (путают парные согласные – (зима – сима); лабиализованные гласные- самолёт – самолют, заднеязычные  – г к х (сухой – сугой), сонорные –  р – л (смелый – смерый) и т.д.
  • свистящие и шипящиес – ш (шишки – шиски), аффрикаты – ц – с (курица – куриса)
  1. Ошибки на уровне слов.
  • Слитное написание слов, особенно служебных частей речи –. (… ветки елии сосны.) 
  • Не разделение в потоке речи два самостоятельных слова.  (всталосолнце)
  • Смещение границы слова. (У деда Мороза. – У дедмо Роза.)
  • Ошибки при самостоятельном словообразовании. (рука – рукища)
  1. Ошибки на уровне предложений.
  • Ошибки в согласовании слов. (большая белая пятно)
  • При перечислении нескольких однородных членов предложения.
  • При употреблении предлогов.

Чаще всего дисграфические ошибки встречаются в диктанте. Хотя не исключены они и при списывании: если ребёнок прочитает слово, а потом сам себе продиктует, не глядя на образец.

Процесс овладения  письмом вызывает наибольшие трудности именно у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при отношении к таким ребятам. Помочь избежать им личностных проблем: смущения, замкнутости и т.д. Учитель должен и может создать для ребёнка психологически комфортные условия, тогда  и будет эффект.

Как же должен строить свою работу учитель? 

  • Каждый урок  – продолжение предыдущего.
  • Многократное повторение основного материала. Учителю целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому
  • Учёт низкой скорости чтения, счета и письма.
  • Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания.
  • Задания, идущие от простого к сложному.
  • Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах.
  • Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время.
  • Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения.
  • Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.
  • Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут).

Одним из путей воспитания у учащихся интереса к учению, развития познавательной активности школьников, формирования мотивов учения является организация игровой деятельности учащихся. Игровые ситуации делают урок интересным, разнообразным, придают ему эмоциональную окраску. Коллективная форма организации урока способствует тому, что ребята обмениваются мыслями,  мнениями, ошибаются, выдвигают и обосновывают свои соображения, способы решения задач, вместе ищут и поправляют ошибки. В процессе общения учащиеся лучше и быстрее разбираются в учебном материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед своим темпом, подтягивает слабых и не сдерживает сильных учеников. На своих уроках  математики применяю  различные виды игр:

    • математическое лото, домино
    • игры при изучении нумерации чисел.
  • игры при изучении арифметических действий.
  • игры на развитие геометрических представлений
  • дидактические игры, формирующие временные представления
  • занимательные коррекционно-развивающие задания
  • задачи на развитие памяти, мышления, воображения, на смекалку, на умение классифицировать.  Например:

Игра «Режим дня попрыгуньи Стрекозы»

Используется при изучении темы «Доли»

Попрыгунья Стрекоза половину суток спала, третью часть суток танцевала, шестую – пела. Остальное время суток она посвятила подготовке к зиме. Сколько часов она готовилась к зиме?

Решение 

(24 : 2 = 12(ч.) – спала, 24 : 3 = 8(ч.) – танцевала, 24 : 6 = 4(ч.) –пела, 

12+8+4= 24(ч.), значит, на подготовку к зиме времени у нее не хватило).

На уроках математики часто использую экологические задачи, которые воспитывают бережное отношение к природе.

Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банке – в 9 раз больше лет, а полиэтиленового пакета – на 110 лет больше, чем консервной банки. Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?

На уроках русского языка использую  пальчиковую гимнастику при проведении физкультурных минуток.  Если ребёнок упорно путает и плохо запоминает буквы, непременно задействую  тактильные ощущения: лепка; выкладывание из лего-конструктора; «рисование» в воздухе», на спине, на ладошке; аппликация буквы.  Например, упражнения с перестановкой слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ –ЛЫ – ЛЫЖИ, КИ-РА – РАКИ). Также провожу подвижные игры, сопровождающиеся речью.

Эти игры не только пробуждают интерес к предмету, но и служат хорошим средством разрядки для детей, способствуют снятию умственного напряжения, усталости, а также являются удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой. При обобщении изученной темы я применяю игры-соревнования, состоящие из различных конкурсов. Очень нравится детям побыть в роли учителя. Например, в работе в парах они проверяют работу своего соседа и сами ставят оценку карандашом.

Игры на уроках  помогают создавать положительный эмоциональный фон. Раскованность, осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению самооценки, уверенности в себе. В процессе урока часто использую дифференцированные задания, которые предлагаются на карточках разного цвета. Они дают возможность работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка, помогают поднять самооценку даже у слабого ученика, сформировать положительную мотивацию к учению.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы заложить основы духовности ученика, развить его лучшие качества, организовать процесс  самостоятельного овладения знаниями и применения их в жизни. 

 

Список литературы:

  1. Акименко В.А Речевые нарушения у детей М.: изд. Феникс, 2008.
  2. Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок М.: изд. Аркти, 2005
  3. Детский цпебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М.; Мамайчук ИИ .- СПб изд – во «Дидактика Плюс»,-2001, 272с
  4. Кольцова М.М. Медлительные дети СПб.: изд. Речь, 2003
  5. Корнев А.Н.  Нарушение чтения и письма у детей СПб.: изд. Речь, 1997.
  6. Корнев А.Н. Обучение грамоте детей с нарушением речи М.: изд. Айрис-Пресс, 2007.
  7. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг СПб.: Кристалл, 1997
  8. Спирова  Л.Ф. Нарушение речи у детей М.: изд. Аркти, 1997.
  9. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник/ Отв. Ред. С.В. Алехина// Под. ред. Е.В Самсоновой.- М.: МГППУ, 2012. – 64 с.