“Наша инклюзивная школа» из опыта работы МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани.

НАША ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА

Из опыта работы МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района  г. Казани

Абдуллина Л.Р., зам.директора по УР,

Броднева Н.В., зам.директора по УР,

 

Система образования России в настоящее время ориентирована на развитие инклюзивного процесса в образовательных организациях. 

В связи с этим организация инклюзивного образования стала актуальной для каждой российской школы. На сегодняшний день с одной стороны существует большой объем различных научно-исследовательских работ в области инклюзивного образования. С другой стороны,  педагогическое сообщество испытывает дефицит  в  методических  пособиях,  описывающих эффективные педагогические практики организации инклюзивного подхода в обучении детей с ОВЗ.

В Лицее № 78 с 2008г. наряду с типично развивающимися детьми обучаются дети с ОВЗ, основной диагноз которых – нарушение опорно-двигательного аппарата. Сегодня в Лицее в числе 1273 обучающихся – 144 детей с ОВЗ получают общее образование.

На базе сетевого взаимодействия лицея с ГАУСО «Реабилитационный центр для детей подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» МТЗ и СЗ РТ, ЦВР, Городской ПМПК, Детской школой искусств, Центром внешкольной работы и др. в лицее реализуются следующие виды инклюзии:

  • Внеурочная инклюзия: учащиеся вовлечены во внеурочные мероприятия.
  • Частичная инклюзия: дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным учебным планам; сочетается дистанционное и очное обучение.
  • Полная инклюзия: ребенок-инвалид обучается совместно со сверстниками в инклюзивных классах.

Педагогический коллектив лицея имеет богатый опыт организации учебной деятельности для детей с ДЦП с сохранным интеллектом, который ежегодно обобщается на конференциях, семинарах.

Многолетний опыт общения с педагогами различных регионов России и Татарстана показывает, что в  школах имеется острая необходимость в получении педагогических и технологических инструментариев для работы со всеми группами детей с ОВЗ и организации инклюзивного образования в целом.

 

Инклюзивное  образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 

 Путь организации инклюзивного образования для нас был тернист и сложен. Было больше вопросов, чем ответов. Самая главная проблема,  с которой мы столкнулись,  – с чего начать? На наш взгляд, начинать надо с нормативной базы.

При организации инклюзивного образования мы руководствовались следующими документами: 

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МО и Н РФ от 20.09.2013 г. №1082 г.;
  • ФГОС  НОО ОВЗ от  19.12. 2014 г. № 1598;
  • ФГОС образования УО (ИН) от 19.12.2014г. № 1599;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Положение о ПМПК.

При этом необходимо помнить, что нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования включает не только документы Минпросвещения РФ, но и Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и  социальной защиты РФ.

Одной из проблем, с которой сталкиваются образовательные организации при реализации инклюзии – это разработка локальных актов. На наш взгляд, одними из важных и необходимых документов для инклюзивной школы являются Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и  Положение о психолого-педагогическом консилиуме. Эти положения каждое образовательное учреждение разрабатывает исходя из своей специфики и запросов участников образовательных отношений. 

Положение Лицея №78 «Об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  состоит из следующих разделов:

  • Общие положения.
  1. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования 

в Лицее:

  • Кадровое обеспечение (излагаются требования к педагогическим работникам).
  • Материально-техническое обеспечение (описываются   условия реализации инклюзивного образования).
  • Программно-методическое обеспечение (указаны особенности основных образовательных программ Лицея, отражающих основные принципы и содержание инклюзивного образования; адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностейи т.д.).

– Финансовое обеспечение.

  • Организация инклюзивного образования.
  • Формы образования
  • Модели инклюзивного образования
  • Этапы  реализации.
  1. Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в Лицее (излагаются особенности психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения учащихся с ОВЗ на основе заключений ПМПК, ППк Лицея, перечисляются категории педработников, которые осуществляют это сопровождение в лицее). 
  1. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ (названы особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации учащихся с ОВЗ).

Не маловажное значение при организации инклюзивного образования имеет разработка Положения о психолого-педагогическом консилиуме. Психолого-педагогический консилиум (ППк)создается в целях

–  комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;

– своевременного выявления детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (СОУ);

–  создания СОУ в соответствии с заключением ПМПК; 

– разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. 

В состав ППк могут войти 

  • заместитель директора по УР;
  • заместитель директора по ВР;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • логопед;
  • дополнительно привлекаемые специалисты.

В Положении о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» г.Казани нашли отражения следующие разделы:

1 . Общие положения.

  1. Основные задачи деятельности ППк.
  2. Регламент деятельности ППк.
  3. Права и обязанности членов ППк.
  4. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ.

Данное положение дополнено документами (приложениями), которые помогают работу ППк сделать продуктивной и эффективной:

  • Психолого-педагогическая карта обучающегося;
  • Представление классного руководителя на ППк;
  • Заключение классного руководителя (тьютора)  на ППк;
  • Заключение психолога на ППк;
  • Заключение  социального психолога на ППк;
  • Заключение логопеда на ППк;
  • Заключение логопеда на ППк и др.

Материалы по инклюзивному образованию в лицее получили положительную оценку педагогического сообщества и представлены на сайте https://edu.tatar.ru/priv/school78/page3744762.htm.

Профессиональная компетентность педагога – ключевое условие инклюзивного образования. Работе с педагогическими кадрами в инклюзивной школе необходимо уделять особое внимание. Мы ее  строим по следующим направлениям:

– Курсовая подготовка;

– СОКОЛ (система оценки качества образования лицея);

– самообразование;

– обобщение опыта работы в рамках стажировок, реализации мероприятий государственной программы «Развития образования в Российской Федерации»;

– участие в семинарах, конференциях по проблемам инклюзии

Большое значение уделяем  повышению квалификации педагогов. Традицией стало корпоративное обучение, в котором принимают участие большинство работников лицея. Только за последние пять лет были обучены

  • 25 педагогов получили переподготовку по программе «Педагогика и психология инклюзивного образования» (на базе ИРО РТ);
  • 19 педагогов получили дополнительное  образование – дефектология, логопедия, сурдопедагогика, психология;
  • 86 педагогов  по программе «Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательных организациях для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», реализуемой в рамках обучающих мероприятий государственной программы «Доступная среда» (на базе МГПУ; ИРО РТ);
  • 42 педагога–  по программе «Применение межпредметных технологий в рамках реализации междисциплинарных программ ООП ОО как инструмент достижения предметных и метапредметных образовательных результатов ФГОС» (на базе НОУ ДПО ЦСГО);
  • 100 педагогов – по программам «Профессиональный стандарт педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями»  и «Организация инклюзивного образования в образовательной организации и работа с детьми с ОВЗ»(на базе НОУ ДПО ЦСГО).

Данная работа была организована за счет побед Лицея №78 в грантовых конкурсах. Они позволили не только повысить профессиональные компетентности учителей, но и реализовать многие проекты. Необходимо отметить результативное участие в

  • Мероприятиях Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • Федеральном гранте «Инновации в технологическом образовании»;
  • Федеральном инклюзивном проекте «На урок вместе»;
  • Республиканском гранте «Создание и поддержка региональных инновационных площадок»;

В 2019 г. Лицей стал победителем республиканского конкурса «Успешная школа» и лауреатом всероссийского конкурса «Успешная школа» и вошел в число 16 лучших школ России.

Опыт работы лицея по организации инклюзивного образования представлен на международном, федеральном, республиканском уровнях и заслужил высокую оценку. Надеемся, что опыт работы педагогического коллектива расширит педагогический репертуар и инструментарий учителей в инклюзивной педагогической практике и будет способствовать развитию инклюзивного образования Республики Татарстан.