«Подготовка детей с ОВЗ к ГИА и ЕГЕ в условиях инклюзивной школы: проблемы и опыт работы»

ПОДГОТОВКА  ДЕТЕЙ С ОВЗ К ГИА и ЕГЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ  РАБОТЫ

Тумакаева Зухра Наилевна, учитель истории и обществознания 

МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани

 

Развитие инклюзивного образования в нашей стране находится еще, на мой взгляд, на стадии становления. С вступлением в 2016 году ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью, количество детей с ОВЗ в общеобразовательных учебных заведениях растет с каждым годом. 

Четыре года спустя для учителей начального общего образования становится понятен путь развития совместного обучения. Однако, в преддверии нового учебного года перед педагогами основной школы встает вопрос: как же обучать детей с ОВЗ на уровне основного общего образования и как их выпускать, как готовить детей с ОВЗ и государственной итоговой аттестации, учитывая их нозологические особенности 

Проблема подготовки детей с ОВЗ к ГИА будет актуальна еще много лет, так как с развитием инклюзивного образования в общеобразовательных школах обучается все больше детей, которые за время обучения достаточно хорошо социализируются. Это, естественно, приводит учеников с ОВЗ к желанию получить престижную профессию, а это часто не совпадает с условиями, которые предоставляет ВУЗ для детей с ОВЗ. Перед выпускниками, особенно одиннадцатиклассниками, встает вопрос какие экзамены сдавать, потому что, имея право на получение аттестата сдав два ГВЭ (экзамен в облегченной форме), вчерашний выпускник не может поступить в престижный ВУЗ, так как для получения престижной профессии чаще всего нужно сдать экзамен в форме ЕГЭ и получить хорошую сумму баллов. Еще одним плюсом, с точки зрения выпускника с ОВЗ в выборе экзаменационных предметов, служит возможность дистанционного обучения в ВУЗе по тем или иным специальностям. Как результат часто ученикам приходится выбирать экзаменационные предметы не по склонностям, а по возможностям будущего обучения.

В нашем Лицее многие ученики с ОВЗ, переходя на уровень среднего общего образования, активно посещают уроки наравне со всеми, но у нас и школа оборудована. А когда встает вопрос о сдаче экзамена в другом учебном заведении – возникают проблемы, иногда чисто физиологические, которые  на сегодняшний день не могут быть решены. Поэтому детям с ОВЗ, особенно колясочникам, приходится переводиться на надомное обучение для того, чтобы сдать ЕГЭ без ущерба для здоровья и психологического состояния. В этой ситуации, в соответствии с методическими рекомендациями по проведению ЕГЭ [4], а так же рекомендациями ПМПК выпускник сдает итоговую аттестацию на дому, где создаются специальные условия:

  •  Организация видеозаписи;
  •  Увеличение времени проведения экзамена;
  •  Использование при проведении экзамена компьютера без подключения к сети Интернет (актуально для детей с НОДА, так как они часто плохо пишут, но хорошо печатают):
  • Другие условия (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

При определении экзаменов для итоговой аттестации перед учениками встает проблема выбора предмета, т.к. многие предметы сложны для их восприятия. Многие выбирают историю и обществознание, т.к. считают их простыми предметами, не понимая сложности и объемов изучаемого материала. 

Когда будущий выпускник определился с выбором, желательно еще в 10 классе, учитель начинает разработку индивидуальной программы подготовки ребенка к ЕГЭ, учитывающей нозологические особенности данного ученика.

Так как большинство наших учащихся – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, то нужно учитывать такие особенности данной категории детей, как узость кругозора, нарушенность пространственного мышления (особенно в работе с исторической картой), быстрая утомляемость, сложность восприятия переносных значений слов, трудность в запоминании дат и терминов и т.д.

Трудности при подготовке к ЕГЭ находят свое отражение в особенностях работы с данными учениками. 

Для подготовки ученика к тестовой части ЕГЭ важно постепенно усложнять формулировки вопросов, не переходя к заданиям повышенного уровня сложности до тех пор, пока на усвоены базовые вопросы.

При работе со второй честью ЕГЭ, там, где необходимо давать развернутые ответы, мы работаем по алгоритмам. Зачастую для выработки алгоритма используются критерии оценивания заданий в ЕГЭ, поэтому важно ознакомить детей с этими критериями. В первую очередь мы проговариваем эти критерии, знакомим детей с алгоритмом работы и потом многократно повторяем эти алгоритмы, требуя строгого их выполнения. Важно не менять алгоритмов, так как работа по образцу у детей с НОДА формируется медленнее, чем у их здоровых сверстников. Если при работе с обычными детьми при подготовке к историческому, обществоведческому сочинению, написанию плана мы стараемся избегать всевозможных клише, то, на первых порах, при работе с детьми с НОДА приходится использовать клише, причем часто на бланках или в электронном виде, чтобы дети могли просто вписать (впечатать) те или иные положения, определения и т.д.

Проблемы с запоминанием дат и терминов стоят для детей с ОВЗ наиболее ярко. Когда у ребенка ослаблено запоминание, то многим своим ученикам я рекомендую использовать приемы глобального чтения, суть которого выражается в следующем: «Ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Одновременное восприятие информации в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно) регулярно в течение длительного времени помогает мозгу сформировать определённые нейронные связи и механизмы, в результате которых ребёнком самостоятельно….» [8], запоминаются даты и термины. Здесь важно разделить весь огромный материал на блоки и постоянно возвращаться к усвоенному материалу. Данное повторение может быть важно в силу объективных внешних причин, связанных, например, с приемом медикаментозных препаратов, необходимых в курсе лечения, но обладающих побочным действием.

При подготовке ребенка к ЕГЭ, в соответствии с рекомендациями ПМПК мы можем использовать схемы, таблицы. Я их печатаю на желтых листах с увеличенным шрифтом, так как у детей с НОДА часто сочетанным нарушение является нарушение зрения, а на желтом цвете они воспринимают информацию легче. Естественно, что при работе с картинками, картами увеличивается масштаб, и так же по алгоритмам и клише вырабатывается умение решать определенный вид заданий.

Психолого – педагогическое сопровождение подготовки к экзамену и его проведению и грают большую роль не только во время сдачи экзамена, но и во время подготовки к нему. Уже с сентября 10-го класса, когда мы получаем рекомендации ПМПК для обучения на уровне среднего образования, начинается разъяснительная работа, как с ребенком, так и с родителями. Родителям рекомендуется еще в 10 классе выяснить ВУЗы, где есть льготы и квоты для поступления для детей с ОВЗ, изучить архитектурные особенности тех или иных учебных заведений.

Наши ученики, в основном, это дети с сохранным интеллектом, поэтому часто у них завышенная самооценка, с чем так же приходится работать. Иногда применяю «шоковую терапию», когда дети с ОВЗ оцениваются не по шкале индивидуальных достижений, а по общепризнанной шкале. Объясняю и детям и родителя, как проверяются выпускные работы, что компьютеру все равно, кто писал, а эксперты проверяют обезличенную работу. Только после того, как дети видят свои объективные результаты, они начинают понимать всю сложность предстоящих экзаменов.

В нашем Лицее ведется активная профориентационная работа для детей с ОВЗ и начинается она еще с 8 класса. Детей не только знакомят с выбором профессий на выездных лекциях и мастер-классах ССУЗов, ВУЗов, но и в обязательном порядке с ними проводится изучение рекомендация органов соцзащиты по выбору профессии и т.д. часто эта работа проводится совместно с родителями, что позволяет детям сделать осознанный выбор и полностью адаптироваться в жизни.

 

Список литерауры:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
  •  Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» – http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty
  • Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2019/2020 учебном году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-1059 от 16.12.2019) – http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
  • Самбурская А. Глобальное чтение. — Москва: Издательские решения, 2016. — 130 с.
  • Тренировочные сборники для подготовки к ГИА-2018 обучающихся с ОВЗ –  http://www.kursavkaschool1.edusite.ru/p129aa1.html
  •  http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/rights/
  • http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/participant