«Разработка и внедрение инновационных моделей обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ на уроках технологии (из опыта работы)»

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Романова А.А., учитель технологии

 МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани

 

Я работаю учителем технологии в МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»» Приволжского района г. Казани (классы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). В рамках внешкольной работы руковожу кружком «Рукоделие». 

Наши классы были созданы для обучения и воспитания детей с охраненным интеллектом, но с ограниченными возможностями здоровья, в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей). 

Главной задачей, реализуемой в нашем Лицее, является комплексная социальная реабилитация детей, имеющих различные ограничения в состоянии здоровья.    

Реабилитация – это система научной и практической деятельности, направленная на полное или частичное восстановление личностного или социального статуса индивида путем комплексного воздействия на личность медицинских, социальных, коррекционных, психологических, педагогических, правовых, трудовых и других факторов.    

Реабилитация наших детей направлена на восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекцию недостатков психического и речевого развития, социально-трудовую адаптацию и интеграцию в общество на основе специального организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. 

Все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности. Под особыми образовательными потребностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мы понимаем совокупность психолого-медико-педагогических мероприятий, способствующих адаптации ребенка в образовательном учреждении. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.       

 В рамках компенсаторно-реабилитационной направленности образовательного процесса в нашем лицее была разработана адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основании указанной программы и с учетом опыта работы с данной категорией учащихся мною была разработана адаптированная образовательная программа по курсу предмета «Технология» для 5-10 классов. 

Цели и задачи данной адаптированной программы направлены на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями через занятия творчеством. 

Для их реализации необходимо:

1)  Воспитывать у детей любовь к труду.

2) Обучить определенным профессиональным навыкам. Способствовать профессиональной ориентации.

3) Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, его самореализации.

4) Формировать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность, умение работать самостоятельно и в коллективе, отвечать за порученное дело.

5)  Воспитывать у детей эстетический вкус, чувство прекрасного.

6)  Развивать интеллект и расширять кругозор у детей.

7) Способствовать социальной реабилитации и адаптации детей – инвалидов к жизни в обществе.

Данная адаптированная образовательная программа разработана с учетом принципов лечебной педагогики: 

1) Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и характерологических особенностей.

2) Систематичность и последовательность в обучении. Согласно этому принципу изложение учебного материала соответствует индивидуальным возрастным особенностям детей с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохраненных функций и компенсаторных возможностей.

3) Системность и последовательность обучения. На основе этого принципа обеспечивается равномерное и последовательное накопление знаний, умений и навыков, развитие познавательных возможностей и положительных черт личности ребенка.

4) Связь обучения с жизнью, теории с практикой. Наряду с накоплением теоретических знаний у детей формируются практические умения и основы профессиональных навыков. В дальнейшем это будет способствовать социальной адаптации в различных видах жизнедеятельности.

В программе использованы возможности для реализации разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); здоровье сберегающие технологии.         

Для обеспечения равномерного и последовательного накопления учащимися знаний, умений и навыков применяются следующие типы и виды уроков: урок – инструктаж, урок – беседа, урок – лекция, уроки лабораторных и практических работ. Большая часть уроков носит комбинированный характер. Для закрепления полученных знаний, достигнутых умений и навыков практикуются итоговые уроки по разделам.  Предусмотрено использование карточек и тестов для дифференцированного и индивидуального обучения; разноуровневых проверочных работ, согласно программе. Контроль знаний учащихся проводится с учётом индивидуальных особенностей. Для оценки полученных знаний, развитых умений и достигнутых навыков, проводятся устный опрос, выполнение и защита творческих проектных работ.

Использование современных образовательных технологий позволяет активизировать познавательный интерес, организовывать учебно – исследовательскую деятельность учащихся.     

Главный педагогический прием, который я использую в работе, это индивидуальный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку-инвалиду. Трудовое обучение детей-инвалидов, имеющих ограничения в состоянии здоровья,  является особенно важным. Оно является важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания детей.

Программа предусматривает проектный метод обучения. Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков, целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. 

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах. 

Проектный метод обучения можно назвать гибкой моделью организации учебного процесса, ориентированный на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося. Это предполагает развитие у школьников интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую значимость. 

Наши учащиеся выполняют творческие проекты не только по любому разделу и теме, изучаемым в течение учебного года, но и на свободные темы. В период изучения любого раздела и темы проводятся консультации по выполнению проектных работ.  При выборе темы и выполнении проектных работ в полной мере и в первую очередь учитываются физические возможности ребенка, степень его ограничения, рекомендации медиков, инструкторов лечебной физкультуры, психологов. Выполнение любого проекта – творческий процесс, поэтому очень важны творческий интерес и способности ребенка, его наклонности, а также практическая необходимость изготавливаемого изделия. Выполняемые проекты делятся на индивидуальные, выполняемые одним учеником, групповые, выполняемые группой учащихся из 4-5 человек и коллективной, выполняемой целым классом или несколькими классами.  

Это очень важно при работе с детьми, имеющими определенные ограничения. Далеко не каждый ученик в силу своих возможностей может полностью выполнить проект. Тогда объединение в группы приносит хороший конечный результат. При выполнении творческих проектов допускается помощь родителей, если проект индивидуальный,  и помощь учителя, если проект групповой или коллективный.

Подводя итоги, хочу отметить, что в системе обучения детей с ограниченными возможностями на уроках технологии необходимы адаптированные программы, применение которых способствует не только овладению знаниями, умениями и навыками, но и их социальной реабилитации. А применение проектного метода обучения с использованием информационных технологий способствует их социализации, вооружает учащихся стремлением к созиданию, самореализации, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Выполняя проектную работу,  дети  учатся работать  самостоятельно и в коллективе, отвечать за порученное дело, свой участок работы и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.