«Специфика формирования АФК у детей с ОВЗ , из опыта работы с детьми с ДЦП»

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ АФК У ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЦП

Ильина С.Г., учитель физической культуры МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани

 

Основной целью физического развития детей с ДЦП является развитие двигательных функций ребёнка и коррекция их нарушений. Чаще всего нарушение двигательной активности еще в грудном возрасте провоцирует развитие неправильного положения тела ребенка. Со временем нарушения становятся нормой, что сильно осложняет состояние больного ДЦП, приводит к развитию серьезных осложнений: искривлению позвоночника, образованию контрактур и прогрессированию заболеваний внутренних органов.

Для профилактики поздних осложнений и физического развития детей с ДЦП важно начинать формировать правильный мышечный тонус и исправлять последствия заболевания на самом раннем этапе. Все действия должны быть направлены на формирование правильных поз и коррекцию нарушенных двигательных функций.

Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом проявляется на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на уроках физической культуры затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног. У учащихся с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. 

Особое внимание при физическом развитии детей с ДЦП следует уделять развитию двигательных навыков, которые понадобятся в жизни: умению ходить и обслуживать себя. Те навыки и умения, которыми ребенок овладевает в ходе занятий, нужно адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их повторение, стараться доводить до автоматизма.

Программа по физическому воспитанию в спецшколах имеет свои особенности по сравнению с общеобразовательными школами. В раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные упражнения: 

 – расслабления мышц; 

– формирования правильной осанки; 

– опороспособности; 

– формирования равновесия;

 – развития пространственной ориентации и точности движений.

Гимнастика и легкая атлетика не выделяются в отдельные разделы, а  используются лишь доступные из этих видов занятия. В каждый урок включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры по упрощенным правилам. 

Нормативов нет, при оценке успехов учащихся учитываются двигательные  возможности и характер дефекта.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся.

Педагог по АФК обязан знать диагноз болезни каждого ученика, его сопутствующие заболевания. Так же педагог должен знать медицинские показания и противопоказания к тем или иным видам физических упражнений. Данные  знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ. 

В классах, где я веду уроки физкультуры, в основном обучаются дети по адаптированной программе для детей с ОВЗ. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, расстройство эмоционально-волевой сферы. Есть дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, эпилепсией. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми для меня является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого ученика. 

Основными задачами на каждом уроке является коррекция и профилактика осанки¸ плоскостопия, ходьбы и других естественных движений

Успешность обучения лечебной физической культуре во многом зависит от соблюдения дидактических принципов педагогики: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности.

При систематических занятиях и соответствующей нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки.  Все эти упражнения помогают повысить самооценку ребенка и  уверенность в собственных силах. 

Для того чтобы ребёнок смог адаптироваться  к современной жизни и найти свое « Я» в обществе, ему необходимы определённые знания, умения и навыки. Поэтому задача педагога – расширить границы этого пространства, показать ребёнку все его возможности, его потенциал и  придать уверенность в собственных силах.

Список использованной литературы:

  1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением  нервной системы и с детским церебральным параличом / К. А. Семенова. — М.: Закон и порядок, 2007. — 616 с.
  1. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе// Потапчук А. А. , Шапкова Л. В., ред. Частные вопросы адаптивной физической культуры. —М.: Советский спорт, 2007.