«Тренинг по формированию лидерских качеств у подростков с ОВЗ и И”

Методическая разработка

Тренинг по формированию лидерских качеств у подростков с ОВЗ и И (2 занятия)

Составитель: Чернявская Валентина Кирилловна, 

преподаватель ЧУ ДПО “Городской центр образования” г. Казань

Занятие 1

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка. Анкеты (2 варианта) для письменной рефлексии. Картинки, английские булавки, свеча, спички, клубок ниток.

Продолжительность занятия: 4 часа, с перерывом 20 минут.

Ход занятия

  • Общее знакомство: 10 мин.

Рассказать о проекте, об уроках доброты, параспорта, познакомить с ведущими.

Ведущие знакомятся с участниками, рассказывают о себе, своих увлечениях, интересах, хобби (можно показать видеоролики о себе своих успехах).

 

  • Мини-лекция: Быть лидером -5 минут

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих – потому что все по силам – границ… Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не “ветошкой”, а “право имеющим”…

Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне.

Быть лидером – значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются, ими становятся. Личность воспитывается и формируется в течение всей жизни.

Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения – только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

  1. Обсуждение правил работы в группе -10 мин

– Доверительный стиль общения

– Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

– Персонификация высказывания “от собственного имени”.

– Недопустимость оценок в адрес другого.

– Активное участие во всех упражнениях.

– Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

 

  • Упражнение «Ты и твое имя» Время: 15 минут

Цели:

– развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

– потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага и ручка для каждого игрока. Время: 15 минут.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример:

М – мечтать (умею)

И – интеллигентность

X – харизма

А – активная позиция в коммуникации

И – интеллект

Л – любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

  1. Упражнение “Аквариум” (15 мин)

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

  1. Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.(10 мин)

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Б) улыбкой;

В) глазами;

Г) через рукопожатие;

Д) плечом;

Е) спинами;

Ж) коленками.

 

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия – “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Представления о лидерстве


  1. Индивидуальная работа на листочках (5 минут) 
    Ведущий:Сейчасвам нужно будет ответить на два вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первом столбце напишите:«Мои положительные качества», а во втором столбце – «Мои отрицательные качества». Подчеркните одной чертой качества, которые вы считаете, помогают вам быть лидером. 

  • Работа в парах (5 минут). 
    Ведущий: В течение 5 минут по очереди расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите три самых важных качества «настоящего лидера» и объясните почему? 

 

  1. Работа со всей группой (20 минут). 
    Ведущий: Итак, поработав в парах, вы рассказали друг другу о своих сильных и слабых сторонах, лидерских способностях каждого, и выделили три качества «настоящего лидера». Теперь по очереди вам нужно назвать эти качества, кратко аргументировав почему. 
    Запись на доске называемых качеств. Обсуждение, ранжирование. 

 

  1. Тест «Человек – фигура» 

Назначение теста: 

Выявление индивидуально-типологических различий.

 

 

Инструкция к тесту

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

 

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

11. Упражнение “Лидер – это” 30 мин.

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

 

12. Упражнение “Герб”- 15 мин.

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания – 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

 

13.“Путешествие с дикими гусями” (15 мин)

Участники группы получают текст:

 “Дикие гуси летят особым “строем” – клином. 

Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же – основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, – в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перелёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют, таким образом, свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия. Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

Что интересного вы видите в повадках гусей?

Чем объясняется эффективность гусиного клина?

Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

Кто, по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?

 

14. Упражнение “Свеча” – 10 мин

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

 

Занятие 2

Тренинговое занятие «Формирование лидерских качеств у подростков»

Цель: Расширение представлений о лидерстве как способах организации и управления малой группой.

Активизация лидерского потенциала как совокупности умений самоуправления и управления другими людьми. Участникам дается возможность увидеть со стороны свои лидерские склонности, определить для себя свои сильные и слабые стороны относительно лидерства в тех или иных ситуациях.

Овладение техниками лидерского влияния и сплочения группы, развитие лидерских умений.

Продолжительность занятия 4 часа с перерывом 20 мин. 

Разминка

  1. Вспоминаем  правила работы в группе (10 мин)

– Доверительный стиль общения

– Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

– Персонификация высказывания “от собственного имени”.

– Недопустимость оценок в адрес другого.

– Активное участие во всех упражнениях.

– Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

 

  1. Артикуляционная гимнастика – 20 мин.
  1. сильное растирание всего тела (туловища, рук, ног, подбородок) 
  2. Вытянули губы трубочкой, по кругу в одну сторону 8 раз, в другую 8. Челюсть 

сомкнута, работают только губы.

  1. Поцелуй-обман. На обмане губы сомкнуть, широкая улыбка
  2. Бабушка-дедушка. Скольжение, а потом улыбка с зубами
  3. Покусать язык. Кончик, середину, основание
  4. Языком проходим по кругу между зубами и губами. Обратно
  5. Прокалываем щеки языком
  6. Держим подбородок, медленно опускаем нижнюю челюсть, звук АААА, медленно возвращаем, 5 раз. Затем держим подбородок и откидываем голову на звук АААА, медленно возвращаем голову.
  7. Открыли рот по максимуму, ладонь держим перед ртом, звук ААА.

 

Основная часть.

  1. Упражнение «Какими чертами характера должен обладать лидер» – 15 мин.

На фигурке человека написать черты характера, которыми должен обладать лидер.

Обсуждение. Затем напротив каждого определения поставить «+» или « – « в соответствии с тем обладает ли участник этим качеством. Это упражнение помогает участникам проанализировать свои личностные качества и побуждает к самообразованию.

  • Стили лидера – 15 мин.

Просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение “Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…”. Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Расскажите об этом лидере ,его стиле общения с другими людьми и определите к какому стилю лидерства принадлежит ваш персонаж.

 

Стили:1.Авторитарный стиль (жёсткая манера поведения, лидер берёт на себя ответственность за происходящее)

2.Демократический стиль (ориентация и на достижение цели, и на сохранение отношений с людьми)

  1. Ситуационный стиль (лидер гибко меняет стратегии влияния- основывается это на учёте своих психологических особенностей).
  2. Упражнение «Отгадай героя» – 20 мин.

Цель : развитие коммуникативных навыков, закрепление стилей лидерства

Задача- выбрать 10 членов группы и написать или прикрепить картинку кого то из героев мультфильма . После этого лист прикрепляется булавкой на спину участника, который не видит, кто на нём изображен. Когда у каждого на спине прикреплён лист, группа начинает ходить по комнате, пытаясь отгадать героя. Задача каждого узнать, какой герой прикреплен у него на спине. На вопросы можно отвечать «да», «нет». После того, как герои отгаданы, ведется обсуждение, какой стиль лидерства у каждого героя.

Умения лидера 
 

  1. Игра 1 «Паровозики» (в мини-группах) -15-20 мин.
    Ведущий: Ребята, сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д. 
    Условие проведения: Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет «локомотивом», важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой «вагончики», которые будут с закрытыми глазами. Задача для каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива». 
    Обсуждение: 
    Ваши ощущения, когда вы были « локомотивом», « вагончиком»? 
    Что было сложно? 
    В какой роли больше понравилось, почему? 

  2. Игра  «Ведущий телепередачи» -20 мин.
    Цель игры: Развитие умения брать на себя ответственность. Умение планировать и реализовывать поставленные цели, работая в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности.
    Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего разных программ. 
    Остаемся в тех же подгруппах, как на «паровозиках» (по 5—6человек). Вы побываете на нескольких передачах. На каждую программу команде необходимо выбирать телеведущего, без повторов участников.
  • Первая передача «Новости»
  • Вторая передача «Спорт»
  • Третья передача «Самый умный»
  • Четвертая передача «Про животных»
  • Пятая передача «Культура» 

Обсуждение итогов игры 
1. Сложно ли было в роли телеведущего (продумывать, организовывать и реализовывать свои сценарии)? 
2. Кто из телеведущих вам понравился больше всего, почему?
3. При обсуждении и планировании сценария трудно ли было договориться между собой? 
4. Что вы делали для того, чтобы прийти к сотрудничеству и взаимопониманию в группе? 

8. Сказка втроем – 20 мин.

Цели: потренироваться в партнерском взаимодействии; – способствовать развитию спонтанности и творческих возможностей участников тренинга; – улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сократить дистанцию в общении. Размер группы: не играет роли. Каждый раз в упражнении будет участвовать не более трех человек. Ресурсы: один стул. Время: в зависимости от состава группы. Каждая тройка участников работает на площадке в среднем 3-4 минуты. Общее время упражнения будет зависеть от количества таких троек. Ход упражнения – Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое играющих. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он будет имитировать роль рассказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль “рук второго участника” будут исполнять руки третьего игрока. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказчика. Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого игрока и руками третьего, является доказательством успешности упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией) 

Завершение: обсуждение упражнения. – Что представляло для вас трудность в задании? – Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые вы сможете применить за границами тренинговой группы – на работе, в семье, при общении с людьми? – Что может дать это задание при рассмотрении проблем, связанных с развитием и тренировкой лидерских качеств? Какие качества лидера проявили участники упражнения?

 

  1. «Точка опоры» -15 мин.

«У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их бывает нелегко. Некоторые люди даже считают, что не обладают качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Хочу обратить ваше внимание, что «сильные стороны» – это не всегда положительные черты характера или достоинства». 

Сейчас каждый из вас в течение 3–4 минут должен подумать и рассказать о своих «сильных сторонах», о том, что даёт ему чувство внутренней уверенности, что является точкой опоры в различных жизненных ситуациях (далее все высказываются по кругу, обсуждают в них общее). 

 

  1. Рефлексия. Упражнение «Связующая нить» – 5 мин.

Размер группы: не важен

Ресурсы: клубок ниток

Ход упражнения:

Встать в круг и беря в руки клубок ниток, оставляя нитку в руках, говорить о том, что понравилось и пожелания группе, и передать клубок дальше.

  • Завершение работы. Общие выводы по тренингу

 

Тест «Лидер ли Вы?»

  1. Еще в детстве необходимость подчиняться другим людям была для меня проблемой.
  2. Думаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими.
  3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.
  4. Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.
  5. Согласен(на) с утверждением, что истинная натура женщины – покорность.
  6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.
  7. По-моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с “железной рукой”.
  8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо много времени, чтобы поступить правильно.
  9. Знаю, что люблю и могу руководить другими людьми.
  10. Не умею и не хочу открываться до конца не перед кем.
  11. Мне приятны мечты о “тихой пристани”.
  12. Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.
  13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден(на) просить о чем-то.
  14. Часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно.
  15. Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье.

За каждый ответ

“да” – 10 очков
“не знаю” – 5 очков
“нет” – 0 очков.

150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших “подчиненных” говорит: дай передохнуть!

99-50 очков: Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать мудрый совет – вот Ваши главные достоинства. Если необходимо – руководите, если нужно – уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.

49-0 очков: Ваши ответы характерны для “психологического ужа”. Вы способны проглотить любой упрек, даже если это не обязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы способны на… решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищите в других недостающие Вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для Вас жизнь.

 

 

Тестовый материал

  1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

  1. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

  1. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

  1. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

  1. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

  1. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

  1. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

  1. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

  1. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

В) Нет.

  1. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

  • Высокий уровень лидерства – А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства – А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства – А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Тест «Человек – фигура»

Назначение теста

Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

  • сотни обозначают количество треугольников,
  • десятки – количество кругов,
  • единицы -количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типы личности

I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Подтипы:

  • Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
  • ситуативно -у 703, 712, 721, 730;
  • при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» – 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип – «тревожно-мнительный» -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Подтипы:

  • 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;
  • 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтипы:

  • 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
  • 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

  • 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
  • 244 – обладает способностью литературного творчества,
  • 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;
  • 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы

  • 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
  • 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип – «нечувствительный к переживаниям других». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.