Инклюзивное обучение ребенка с особо сложными формами инвалидности сейчас представляется довольно спорным вопросом, вызывающим разноплановые мнения. Разобраться с основными недоумениями по поводу инклюзии в школе и разъяснить практические принципы и подходы, необходимые в реализации истинных инклюзивных процессов, портал «Милосердие.ru» пригласил Екатерину Мень.
«Учить можно и нужно детей с любыми нарушениями, – считает президент АНО «Центр проблем аутизма»: образование, исследования, защита прав», член Экспертного совета по организации образования лиц с РАС при Министерстве образования РФ Екатерина Мень. – Безусловно, каждый ребенок имеет свой потолок достижений. Для кого-то академический навык – это решение тригонометрических уравнений, а для кого-то – формирование базовых представлений, где больше яблок, а где меньше. Но и то, и другое, как ни странно – математика».
АНО «Центр проблем аутизма» помогает общеобразовательным школам внедрять особую технологию инклюзии «ресурсный класс», которая уже показала свою эффективность при обучении детей с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП и тяжелыми множественными нарушениями развития. Для внедрения инклюзии по технологии ресурсной зоны школе нужен, как показывает практика, не меньше года подготовки.
В статье «Коммуникативная кнопка: как создать инклюзию» обращается внимание на то, что в большинстве школ учитель не подготовлен к появлению особого ребенка в классе и может оказаться беспомощным перед задачей обучать одновременно олимпиадников, среднестатистических учеников и детей с нарушениями развития. Для адаптации материала к потребностям каждого ученика, для «тонкой отладки» процессов инклюзии нужна целая команда специалистов. Смысл инклюзии в разделении общего опыта, в том числе академического. Нужно найти «кирпичи», на которых можно будет построить обучение.
Екатерина Мень приводит примеры, как можно осуществить адаптацию материала урока под каждого конкретного ученика:
«Возьмем урок биологии в пятом классе, где проходят процесс опыления растений. Ребенку с нарушениями развития дают собрать макет цветка из лепестков, пестика и тычинок. А учитель на этом макете объясняет остальным детям более сложные вещи, связанные с размножением растений. Или урок литературы. Все читают рассказ Пришвина и пишут небольшое сочинение о зиме. А ребенок с инвалидностью составляет на магнитной доске девять слов на тему зимы. При этом он получает опыт ответа, опыт реакции на инструкцию учителя, опыт поддержки, потому что одноклассник, который сидит с ним рядом, может ему что-то подсказать».
Также большое значение в процессе инклюзивного обучения отводится тьютору:
«Ключевая фигура – тьютор. Количество таких сотрудников в школе зависит от числа включаемых учеников. Если в первый класс приходят пять детей с нарушением развития, значит, должно быть пять тьюторов для них. В первую очередь тьютор – это отличный педагог. Он должен уметь адаптировать для своего ученика задачи, которые учитель-предметник ставит на уроке. В ресурсном классе он проводит с учеником индивидуальные занятия. В общем классе он собирает данные для анализа поведения и успеваемости особого ребенка, выступает медиатором между ним и остальными детьми. Тьютор – это «тень на подхвате».
И, конечно же, в современных реалиях российского образования бесценным ресурсом для инклюзии была и есть инициатива родителей:
«Если у школы объективно нет возможности принять в этом году ребенка с инвалидностью, ей нужно помочь. Что могут сделать родители? Они могут сами подыскать специалистов, которые придут работать в школу вслед за их детьми, могут организовать повышение квалификации уже имеющихся сотрудников. Могут добиться законного бюджетного финансирования службы многокомпонентной поддержки включаемого ученика. Могут найти внебюджетное финансирование и наполнить ресурсную зону необходимыми методическими материалами, средствами альтернативной коммуникации и т. п».
Полностью прочесть статью «Коммуникативная кнопка: как создать инклюзию» вы можете на портале «Милосердие.ru».