Экспертное сообщество обсудило будущее инклюзивного образования

26 февраля в стенах Института проблем инклюзивного образования МГППУ состоялся Всероссийский экспертный круглый стол «Инклюзивное образование: анализ опыта и перспективы развития».

Заседание круглого стола было посвящено обсуждению перспективных направлений в инклюзивном образовании и определению проблемных компонентов, которые тормозят процесс развития. Докладчики сосредоточили свое внимание на рассмотрении актуальных вопросов развития процесса инклюзии в общем образовании, проанализировали главные противоречия в развитии инклюзивного образования в России и определили меры, которые необходимо срочно принять для успешного выполнения государственной программы «Доступная среда».

Темы круглого стола распределились в трех основных направлениях:

  • Нормативное правовое регулирование инклюзивного образования;
  • Организация предоставления качественного инклюзивного образования;
  • Стратегия и перспективы развития инклюзивного образования в Российской Федерации.

Одним из главных тезисов заседания была озвучена проблема понимания понятий «инклюзии» и «инклюзивного образования» гражданами нашей страны. Даже на высоком уровне специализации в сегменте профессионального взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность, происходит ошибка понимания, чем является и что непременно должно в себя включать инклюзивное образование. Чаще всего в образовательных учреждениях под инклюзией понимают размещение в одном пространстве детей с инвалидностью и без, их совместное обучение без корректировки образовательных планов, без изменения образовательной среды и без учета особенностей учеников с ОВЗ. Именно в таких неправильных условиях, противоречащих самой идее инклюзии, и возникают данные о неэффективности инклюзивного образования.

На круглом столе были предложены пути решения данной проблемы – через квалифицированное обучение руководителей, педагогов и специалистов, доработку нормативной базы и распространение эффективных практик инклюзии. Также выступающие пришли к единому мнению, что необходимо ввести четкое понятие инклюзии, не оставляющее альтернативных толкований, проводить регулярные исследования и профессиональные обсуждения на федеральном уровне для согласования позиций и принятия эффективных решений.

В числе прочих были представлены доклады, затрагивающие темы научно-методического обеспечения инклюзивного образования, обсуждалась специфика регионального развития инклюзии и роль финансовых нормативов в становлении инклюзивного образования, а также региональная политика в субъектах РФ. Рассматривались проблемы развития инклюзивной школы и нормативное регулирование процессов; вопросы организации качественного инклюзивного образования и результаты мониторинга качества разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Также на заседании было уделено внимание трудностям профессионального взаимодействия специалистов в интересах обучающегося и вообще профессиональной готовности педагогов работать и развивать инклюзивное образование, а также поднимался вопрос регулирования противоречий в образовательных отношениях между организацией и родителями учеников с ОВЗ.