Инклюзия в школьном сообществе Канады

В чем отличие системы специального образования от инклюзивного, и какая из этих систем действительно гарантирует высокие результаты по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс, обеспечивает нормальную социализацию и развитие личного потенциала каждого ребенка – об этом рассказывает Гэри Банч во второй части цикла видеороликов об инклюзии в канадском школьном сообществе.

Являются ли учащиеся с инвалидностью членами школьного сообщества? – такой вопрос ставит Гэри Банч в начале видеоролика. Хотя дети с инвалидностью и принимаются обществом, но на практике зачастую выходит так, что в школах и других образовательных учреждениях дети с ОВЗ оказываются отделены от своих сверстников. То есть формально они обучаются по системе специального образования, которая не приносит никакой существенной пользы. На примере канадского общества известный эксперт в области инклюзии приводит примеры успешной и весьма эффективной модели инклюзивного образования, которая реализуется с подачи и при непосредственном участии Центра Марши Форест (Торонто).

Между специальным и инклюзивным образованием существуют огромная разница не только в способе реализации программы, но, что самое главное, в результатах. Ребенок, сегрегированный в процессе обучения, никогда не получит необходимую социализацию, знания и психологический комфорт, которые необходимы для полноценной жизни. Процесс получения информации и знаний в изолированных условиях становится затруднительным для ребенка, который все больше чувствует себя изгоем, не таким как все, ведь он не получает достаточного общения со сверстниками и живет, словно «за флажками». Банч подчеркивает, что невозможно назвать ученика, отделенного от других детей, участником школьного сообщества – таким образом, систему специального образования ни в коей мере нельзя назвать частью работы над созданием всеобщей инклюзии, это устаревший, непрогрессивный и вредный способ обучения.

Гэри Банч приводит примеры работ, написанных двумя молодыми людьми с инвалидностью, участниками программы «Команды честной игры», которые подробно и эмоционально рассказали о своей жизни, во время обучения по системе специального образования, и когда они вышли в большой мир инклюзии. Именно на этой границе их жизни поменялись со знака минус на знак плюс абсолютно во всех сферах. Оба молодых человека не были знакомы друг с другом, но свои ощущения описали практически одинаковыми словами – они чувствовали одиночество, частую грусть, заброшенность, опустошенность, не имели друзей и не видели надежды и смысла ни в чем, пока были изолированы от сверстников.

Инклюзивная программа «Команды честной игры» предполагает мероприятия с участием заинтересованных учеников с инвалидностью и без, преподавателей, которые имеют не только профильное образование по специальному обучению, но и те, кто далеки от него. В итоге этого инклюзивного проекта каждый участник, независимо от своих особенностей, начинает думать о себе, как о полноправном члене школьного сообщества, равном всем остальным. Это очень важная педагогическая и психологическая цель, которой многие ребята-участники «Команды честной игры» с успехом добились.

«Когда это произошло, я почувствовал себя на своем месте», – говорит один из участников программы. Когда ребята выбираются из изоляции, происходят совершенно волшебные преображения в их жизни. Они раскрываются, потому что видят не пренебрежение или сочувствующие взгляды, а дружескую поддержку и заинтересованность в себе как в личности. Психологический комфорт отлично сказывается на успеваемости и развитии детей с ОВЗ.

Гэри Банч говорит также о том, что существующая система сбора информации, анализа и мониторинга результатов инклюзивного проекта в Центре Марши Форест показывает высокие положительные результаты среди детей с инвалидностью. И именно инклюзия помогает эффективно реализовывать две важные задачи современной школы – получение образования и построение здорового общества.