Наш портал представляет вашему вниманию статью «Дискриминация по признаку инвалидности при поступлении в вузы», написанную кандидатом юридических наук Еленой Шинкаревой. Автор преподает в Институте Открытого образования (г. Архангельск) и является юристом Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».
В данной статье внимание сконцентрировано на дискриминации при получении лицом с инвалидностью высшего образования. Рассмотрены практические аспекты и признаки дискриминации при приеме в вузы, приведены реальные примеры случаев, когда то или иное учебное заведение отказывает в обучении абитуриенту с инвалидностью, и при обращении в Европейский суд по правам человека решение принимается в пользу абитуриента.
Чаще всего дискриминация в области образования лиц с ОВЗ возникает не намеренно, не с целью каким-то образом ограничить права человека, а косвенно – из-за недостатка ресурсов, знаний, оснащения, квалификации и методик. Вузы не обладают должным опытом работы со студентами, имеющими инвалидность, не имеют необходимого оснащения и инклюзивных методов работы, и, как следствие, преподаватели не умеют строить процесс обучения с учетом особенностей своих учеников, и в итоге абитуриенту, даже если он показал высокие результаты на вступительных экзаменах, отказывают в обучении и получении выбранной им специальности, что противоречит положениям Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью.
Елена Шинкарева обращает внимание, что «в целях осуществления людьми с инвалидностью права на образование наравне с другими гражданами России Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепляет гарантии равного доступа к образованию. Одним из эффективных средств защиты от дискриминации является обращение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который рассматривает по заявлениям граждан дела о нарушениях прав, предусмотренных в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Позиция ЕСПЧ по рассматриваемым жалобам оказывает влияние на российскую судебную практику».
Как примеры успешного разрешения дел о дискриминации по признаку инвалидности, в данной статье рассматривается два случая. Первый случай – это дело Чам против Турции, решение по которому вынесено в пользу девушки, имеющей инвалидность по зрению и по признаку инвалидности не принятой в Национальную музыкальную Академию при Стамбульском техническом университете. Второй рассмотренный случай – дело по иску молодого питерского врача Андрея Соснова, которому образовательная организация отказала в зачислении в интернатуру несмотря на то, что он успешно прошел вступительные испытания.
Также в статье Елены Шинкаревой «Дискриминация по признаку инвалидности при поступлении в вузы» вы сможете познакомиться с выдержками из законодательной базы относительно дискриминации, найдете само понятие дискриминации, как оно трактуется в области прав человека, и какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить права человека с инвалидностью в области получения образования.