Методические рекомендации разработаны совместно со специалистами московских учреждений соцобслуживания – это и специалисты, работающие в стационарных учреждениях социальной защиты с детьми и подростками, имеющими тяжелые нарушения развития, а также специалисты НКО, оказывающие помощь семьям, использующим альтернативную и дополнительную коммуникацию как одно из средств обеспечения доступности общения с детьми с ТМНР. Также в работе участвовали юристы, специалисты по развитию коммуникации и обучению АДК детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В методических рекомендациях изложены общие требования к введению и использованию альтернативной и дополнительной коммуникации, а также подробно описан алгоритм введения АДК в стационарных учреждениях социальной защиты.
По данным московских учреждений соцзащиты, от 76 % до 94 % детей с ТМНР не используют речь как основное средство коммуникации или не пользуются речью вовсе. При этом уровень подготовленности сотрудников учреждений значительно отличается. Логопеды, дефектологи, психологи используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации, а другие специалисты могут иметь о них весьма нечеткое представление. Чтобы изменить ситуацию, была создана рабочая группа, куда вошли около 20 специалистов из 8 соцучреждений Москвы и представители ЦЛП. Итогом работы группы стало создание книги «Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания».
Рекомендации позволят сделать шаги в определении алгоритма оценки, введения и поддержания средств АДК в учреждении. В них описаны условия внедрения АДК, основные направления работы, стратегии и средства. Кроме того, обобщен накопленный в практике опыт, который будет полезен специалистам, работающих с детьми этой категории.
Анна Битова, председатель правления Центра лечебной педагогики «Особое детство»:
«Выход методического издания – важный шаг на пути к принятию и последующему внедрению в России единых правил и стандартов в подготовке работников с навыками владениями альтернативными способам коммуникации с неговорящими детьми».
Методические рекомендации адресованы специалистам стационарных учреждений социальной защиты, специалистам образовательных учреждений, работающим с детьми и подростками с ТМНР, студентам профильных вузов и родителям. Электронное издание методических рекомендаций доступно для скачивания всем желающим.