Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) представляет брошюру, целью которой стало оказание помощи профильным специалистам в понимании основных понятий финансирования инклюзивного образования. Автор издания Кроуфорд Дедман (Канада), консультант по вопросам специального и инклюзивного образования, подчеркивает, что данная брошюра не может быть фундаментальным руководством по программам финансирования, но является исчерпывающим практическим пособием по общим и частным вопросам финансирования инклюзивного образования и полезным источником информации в данной области.
Кроуфорд Дедман имеет более 17 лет профессионального опыта управления высокопрофильными проектами в сфере образовательной политики и финансирования с упором на инклюзивное образование и оказание интегрированных услуг между секторами образования, здравоохранения и услуг для детей.
Из брошюры «Финансирование инклюзивного образования» читатели узнают:
- почему финансирование так важно для инклюзивного образования;
- какие существуют модели финансирования и подходы для поддержки инклюзивного образования;
- какие существуют практические советы о том, как поддерживать реализацию моделей финансирования инклюзивного образования, ориентированного на соблюдение прав человека;
- полезные дополнительные источники информации.
Инклюзивное образование представляет собой широкое понятие, включающее все группы детей, и является правом каждого ребенка. Дети с ОВЗ и инвалидностью являются наиболее уязвимой группой, реализующей свое право в получении инклюзивного образования. В данной брошюре внимание сосредоточенно именно на детях с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Конвенция о правах ребенка и Конвенция о правах лиц с инвалидностью выражают четкую позицию в области обеспечения всех качественным образованием и в области предоставления необходимой поддержки для развития потенциала каждого ребенка. Для реализации целей инклюзивного образования во всех странах требуется финансирование и поддержка образовательных услуг для учащихся с инвалидностью и ОВЗ.
Каковы же основные модели для поддержки инклюзивного образования в области финансирования? Существует три ключевых модели для определения финансирования учащихся с ограниченными возможностями:
- модель из расчета на душу населения;
- модель на основе ресурсов;
- модель на основе результатов.
Автор подробно и с примерами разбирает в брошюре особенности моделей и подчеркивает, что каждая модель финансирования имеет свои преимущества и недостатки, а определение наиболее целесообразного подхода будет основано в значительной степени на существующей образовательной среде.
Также в издании затрагивается вопрос о том, что на финансирование инклюзивного образования оказала влияние политика понимания включения. Различия в понимании интегративного образования и инклюзивного образования приводят к несовместимым подходам в государственной поддержке инклюзии. Сейчас большинство стран стали понимать неэффективность нескольких систем управления, организационных структур, служб и спецшкол, поэтому стало расти количество аргументов, демонстрирующих, что инклюзивное образование является экономически более эффективным, чем сегрегативные системы.
Брошюра доступна для всех желающих на сайте ЮНИСЕФ.