Обучение детей, имеющих определенные трудности в коммуникации, которые вызваны различными особенностями здоровья, представляет ряд разноплановых трудностей, справиться с которыми – одна из задач квалифицированного специалиста. Важным направлением в работе с учениками, имеющими минимальные речевые способности или полное отсутствие речи, является оказание помощи и поддержки для обеспечения общения таких детей с окружающими.
Все ученики со специальными коммуникационными потребностями, включая тех, кто обладает высоким интеллектом и научными задатками, имеют потенциал для получения образования и достижения высоких результатов. К сожалению, таких учеников не всегда правильно понимают, и их возможности остаются нереализованными. Чтобы максимально включить этих детей в образовательный процесс, австралийские специалисты разработали уникальный инструментарий для учителей и сотрудников образовательных учреждений, который поможет наладить процесс коммуникации и общения во время всего пребывания ребенка в школе. Вследствие использования положений данного пособия учителями на практике каждый ученик с особыми коммуникационными потребностями имеет возможность не только получить полноценное образование и реализовать свои возможности, но и адаптироваться в социуме, получить навыки общения, стать увереннее в себе и по окончании обучения в школе успешно состояться в социальной и профессиональной областях жизни.
Наш портал публикует перевод на русский язык данного пособия, которое называется «Инструменты учителя для работы с учащимися, имеющими минимальные речевые способности или полное отсутствие речи. Реализация потенциала учащихся с потребностями в обеспечении речевой коммуникации». Оригинальный текст инструментария расположен здесь.
Идейной платформой, на которой разрабатывался инструментарий, было определение инклюзии, принятое ООН: «Инклюзия включает в себя систематические изменения и обновления методов и подходов к обучению, структуры и стратегии образования, чтобы обеспечить всех детей определенной возрастной группы такой средой, которая лучше всего соответствует их специфическим потребностям, а также возможностью для получения полноценного образования». Именно реализация принципов инклюзии и лежит в основе пособия, помогающего помогать детям с особыми коммуникационными потребностями равноправно получать образование и чувствовать себя в инклюзивной среде так же комфортно, как и другие.
В каждом из разделов пособия подробно рассматриваются вопросы и методы, связанные с эффективным процессом общения детей с речевыми трудностями. Например, в разделе «Методы общения» рассказывается об особых коммуникационных системах и их применении, об альтернативных методах общения, о важности квалифицированной работы логопеда и создании комфортной среды для детей, испытывающих сенсорные неудобства. Также на страницах пособия предлагается образец «Личного дела учащегося», которое необходимо для видения полноты картины, фиксации изменений и динамики развития ученика и для лучшего понимания его потребностей. Важными для работы учителей будут разделы о сенсорной интеграции учеников и о видах поведенческой поддержки, а также система изменений в индивидуальном плане обучения.
Создатели инструментария обращают внимание на то, что данные методики являются основой, на которой каждый педагог строит свою систему взаимодействия с каждым конкретным учеником, основываясь его на индивидуальных характеристиках. Универсальность принципов пособия позволяет ему легко адаптироваться для помощи учителям любой страны, без привязки к стране-разработчику.