В рамках подготовки к запуску программы в Москве проходят мероприятия, посвященные проблемам тьюторской практики в нашей стране. С 27 февраля по 2 марта при поддержке ОРФ и АНО «Тетраморф» состоялась конференция «Тьютор в российском университете. Роли, возможности, перспективы». Конференции предшествовал конкурс университетов, прошедший в конце января, по итогам которого эксперты отобрали пять университетов-победителей для участия в программе. К концу 2019 г. запланирована конференция, подводящая итоги практического запуска проекта «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика» в данных вузах. Также в планах ОРФ стоит проведение конкурса поддержки тьюторства, который состоится предположительно в апреле – декабре 2019 г.
Система тьюторской работы, состояние тьюторства в российских университетах разительно отличается от зарубежных моделей, в частности от оксфордской модели тьюторского сопровождения. На прошедшей конференции большое внимание было уделено несовпадению и несовместимости оксфордской и российской тьюторской практики – этот факт стал толчком к пониманию необходимости более детального исследования возможностей тьюторства как инструмента модернизации системы университетского образования в России в сторону индивидуализации.
Российская специфика тьюторского сопровождения студентов, история тьюторства и его философия стали предметом профессиональной дискуссии на конференции. Докладчики обсудили положение и современное состояние тьюторства в университете, комплекс вопросов профессиональной этики, степень и форму связанности тьюторских практик с другими учебными и административными процессами. Также были обозначены основные положения новой программы ОРФ «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика». В этом году в пилотном проекте программы примут участие пять вузов: Иркутский государственный университет, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Томский государственный университет и Южный федеральный университет.
Формат конференции позволил соединить локальный опыт в сфере тьюторства и экспертное знание в данной области, благодаря чему были разработаны основные позиции тьюторской модели, такие как, например, инклюзия, адаптация и навигация студентов с самого первого дня обучения в вузе, участие во всевозможных активностях и практиках, определение профессиональных шагов в будущее трудоустройство, вовлечение во внешние научно-образовательные мероприятия и т. д.
Кроме расстановки основных акцентов и определения актуальных для России координат тьюторских практик, существенным результатом проекта уже сейчас можно считать наличие связей, выработку точек соприкосновения и формирование определенной позиции, характеризующей профессиональное положение и развитие института тьюторства как одного из наиболее актуальных и важных аспектов развития современного образования, ориентированного на личность обучающегося с учетом всех его особенностей.