Дискуссия проводилась в рамках VIII Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения», организаторами дискуссионной панели выступили Российская Ассоциация специалистов прикладного анализа поведения RusABA и АНО «Центр проблем аутизма».
На сегодняшний день психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС вызывает огромное количество споров и противоречий, в частности такой инструмент коррекции, как прикладной анализ поведения подвергается необоснованной критике из-за большого количества мифов, которыми он оброс. Почему же так устойчивы заблуждения и штампы? Ведь они мешают внедрить эффективный научный метод. Разобраться с этим и попытались участники дискуссии:
Екатерина Мень, президент «Центра проблем аутизма», член оргкомитета Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения», основатель профессионального АВА-образования в России;
Екатерина Жесткова, педагог-психолог, сертифицированный аналитик (ВСВА), член правления и один из учредителей Ассоциации поведенческих аналитиков RusABA, руководитель АВА-центра «Шаг вперед» (Москва);
Александра Попова, член АНО «Диада+1», член Ассоциации RusABA, мама ребенка с РАС;
Татьяна Кутукова, член АНО «Диада+1», врач-психиатр, психотерапевт высшей квалификационной категории, действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), действительный член общества личностно-ориентированных реконструктивных психотерапевтов (Новосибирск);
Татьяна Грузинова, логопед, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, член Ассоциации RusABA, руководитель сети центров «Территория речи»;
Наталья Семаго, кандидат психологических наук, психолог, клинический психолог (Москва);
Анастасия Козорез, специалист по АВА, соавтор практического пособия «Ресурсный класс», старший методист, руководитель лаборатории технологии сопровождения детей с РАС ГБУ «Государственный психолого-педагогический центр ДОгМ» (Москва);
Сергей Морозов, кандидат биологических наук, доцент кафедр коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Московского института открытого образования, врач, автор первого в России курса по диагностике и коррекции детского аутизма для вузов;
Мария Либлинг, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями отдела научных исследований Института коррекционной педагогики РАО.
Высококвалифицированные специалисты всесторонне обсудили распространенные в России заблуждения относительно прикладного анализа поведения и его мнимого противоречия ряду отечественных классиков коррекционной педагогики. Особое внимание было уделено факторам, поддерживающим эти заблуждения. Также в рамках дискуссии подверглись анализу причины, по которым подход к коррекции РАС в России значительно отличается от такового в США, Израиле, Канаде и других странах.
Полную видеозапись дискуссии «Прикладной анализ поведения: чужие здесь не ходят» вы можете посмотреть на YouTube-канале АНО «Центр проблем аутизма».