Сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме (СОВА) относятся к практикам, в рамках которых сверстники способствуют обучению социальным навыкам и поддерживают разные программы вмешательства для своих товарищей с РАС.
Множество проведенных исследований, изучающих стратегии СОВА при работе с людьми с РАС, показали, что сверстнико-ориентированные вмешательства в инклюзивных условиях являются эффективным методом обучения и формирования социальных навыков. Обучение на основе СОВА направлено на формирование у детей с РАС социальных навыков, навыков совместного внимания, функциональной коммуникации, увеличения числа просоциальных реакций, навыков взаимодействия, слушания, соблюдения очередности и в целом сокращения проявлений нежелательного поведения.
Реализация Центром проблем аутизма системных проектов открыла ряд возможностей, которые можно эффективно использовать в практике инклюзии. Сама среда с наличием нейротипичных сверстников, которые могут выступать ко-терапевтами детей с РАС, наставниками и моделями поведения – это бесценный ресурс, который может стать мощным абилитационным источником при условии правильной и научно-обоснованной организации. Польза достигается взаимодействием между типичными учениками и атипичными, включаемыми. Но взаимодействие не происходит само по себе. В аутизме много барьеров для естественного зарождения обычных социальных отношений – дружбы, игр, разделения общих интересов. Всему этому надо учить обе стороны – типичную и аутичную.
В зависимости от возраста учеников можно подобрать разные стратегии СОВА с выверенным эффектом – коммуникативные группы, интегрированные игровые группы, обучение целого класса, прикрепление конкретного ученика к целевому однокласснику с РАС, структурированные игры, обучение опорным навыкам и др. Обучение на базе метода СОВА основано на принципе взаимодействия типичных сверстников с одноклассниками с РАС, в результате которого создаются прекрасные возможности развития для обеих сторон.
На данный момент методики проекта СОВА отрабатываются Центром проблем аутизма на базе лагеря «Такой же другой», который выступает экспериментальной площадкой для отработки целого ряда методик, развиваемых ЦПА в различных инклюзивных средах.
По словам специалистов ЦПА:
«Участие хорошо подготовленных к работе в группах типичных сверстников – совершенно бесценный фактор успеха развития ребят. Навыки, необходимые типичным детям для сверстникового тьюторства – это не только толерантность. Это наблюдательность, это готовность освоить ряд методик, это ответственность, это развитое чувство потребностей своих особых сверстников».
Организаторы проекта планируют продолжить работу по методикам СОВА и далее в условиях инклюзивной школы. Все наработки, полученные в лагере «Такой же другой», будут внедряться в других условиях и передаваться образовательным учреждениям. По итогам работы проекта будет подготовлен методический сборник, в котором будут представлены все возможные подходы применения методик, основанных на СОВА. те
Подробнее о проекте СОВА вы можете почитать на официальном сайте Центра проблем аутизма.