РООИ «Перспектива» регулярно проводит Дни инклюзии в общеобразовательных школах, чтобы помочь детям бороться со стереотипами о сверстниках с инвалидностью, рассказать им об особенностях их жизни, о трудностях, с которыми сталкиваются, и о тех специальных технологиях и приспособлениях, которые придуманы, чтобы помогать человеку с инвалидностью в общении, передвижении, обучении и других проявлениях жизни.
Ролик снят во время занятий в московской школе № 1998 в рамках Дня инклюзии. Занятия проводят специалисты РООИ «Перспектива» и волонтеры.
Эти уроки, разработанные в формах увлекательных квестов, инклюзивных коллажей, игр и наглядных материалов – лучший способ объяснить ученикам, что такое инклюзивное общество и ответить на все вопросы детей.
Координатор проектов инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Анна Михайленко объясняет, как пример человека с инвалидностью, активно вовлеченного в социальную жизнь, может положительно повлиять на мировоззрение ребенка: «У нас существует много стереотипов по отношению к людям с инвалидностью. И когда дети видят людей с инвалидностью успешных, которые приходят к ним и проводят уроки, то отношение их, конечно же, меняется в лучшую сторону».
Сотрудники РООИ «Перспектива» проводят уроки жестового языка, объясняя детям в доступной форме принципы конфигурации и построения того или иного жеста, принципы ассоциации жеста и понятия, которое он обозначает. Детям интересен этот процесс, и они с удовольствием повторяют и понимают, как это устроено. Также проходят и занятия по дактильной (буквенной) азбуке.
Учителя школы, где проводился День инклюзии, отмечают важность этих познавательных мероприятий для всех учеников. Например, учитель начальных классов школы № 1998 Анна Сидорова поделилась наблюдением: «Для детей очень важно знать, что есть другие, особые дети, и в нашей школе есть. Ученики это замечают, спрашивают. Теперь они сами знают об инвалидности и могут об этом рассказать».
Ученики школы делятся информацией о том, что они узнали на занятиях, рассказывают о существовании адаптивного спорта и чем этот спорт отличается от других видов, о специальной точечной азбуке для слабовидящих людей и о многом другом – им интересен тот мир, который находится рядом с ними, и они познают его. Дети понимают принципы корректного обращения к людям с инвалидностью, запоминают это и употребляют правильные формы – «слабослышащий», «слабовидящий», «человек с инвалидностью» и т. д.
Анна Михайленко, координатор проектов инклюзивного образования РООИ «Перспектива» рассказывает, что «в познавательной форме дети узнают о разных видах инвалидности. Узнают о приспособлениях, которые позволяют людям с инвалидностью справляться с каким-то трудностями… Целью наших мероприятий по развитию инклюзивного образования является просвещение школьного сообщества о том, что инклюзивное образование – это не страшно и что в любой класс может прийти ребенок с инвалидностью. А мы подготавливаем детей, что инвалидность не является условием отторжения ребенка от общества. Все мы разные – все мы равные».