Спикером вебинара выступила эксперт, руководитель отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Мария Перфильева. Она рассказала о важной роли школьного сообщества в функционировании инклюзивного образовательного учреждения, определила понятие «школьное сообщество» как взаимодействие всех участников образовательного процесса – от администрации и учителей до самих учащихся и их родителей. Объяснила, что внедрение инклюзии требует готовности и понимания всех участников образовательного процесса. «Взаимодействие со школьным сообществом нужно начинать, прежде всего, с понимания НКО проблем конкретной школы при внедрении инклюзивного образования и своих собственных возможностей и ресурсов. Это главным образом информирование школьного сообщества об общих принципах инклюзии, которые помогают достигнуть полного взаимопонимания. Далее это может быть проведение совместных акций и мероприятий, в которых дети как с инвалидностью, так и без могли бы активно совместно участвовать. Особо важно при этом не выделять отдельно детей с инвалидностью, так как это противоречит принципам инклюзии», – пояснила Мария Перфильева.
Также в рамках вебинара рассматривались законодательные моменты участия школьных сообществ в реализации инклюзивного образования. Спикер вебинара подчеркнула, что российские школы в большинстве своем очень слабо готовы к инклюзии, и поэтому нуждаются в практическом взаимодействии лиц, входящих в школьное сообщество, в грамотных и подготовленных кадрах и тесном содействии родителей. На нормативном уровне эта практика почти не имеет правового регулирования, и отсутствие запретительных норм предоставляет возможность для успешного взаимодействия школьных сообществ и системы инклюзивного образования. «Высший уровень взаимодействия со школьным сообществом – это оказание содействия в поисках методов и успешной практики, необходимых для успешного включения конкретного особого ребенка в образовательный процесс и поиск выхода из конфликтных ситуаций», – отметила Мария Перфильева.
Данный вебинар рекомендован педагогам, специалистам и активистам НКО, а также родителям детей с инвалидностью.