В системе российского общего образования имеются и ресурсные классы, и коррекционные группы, и группы компенсирующей направленности, и группы краткого пребывания – так называемые малые формы, которые в том или ином виде функционируют в образовательных учреждениях. Призванные помочь детям с ОВЗ получить образование в соответствии с их психофизическими особенностями, эти малые формы реализации образовательных программ на деле выполняют две противоречивые функции, о которых и было рассказано на прошедшем вебинаре юристом ВРООИ «Искра надежды» Татьяной Шаталовой (Воронеж).
Спикер вебинара, специализирующийся в области реализации и защиты прав и законных интересов лиц с ОВЗ, пояснила, что «если рассматривать эти формы и методы как необходимый и промежуточный шаг на пути к полной инклюзии, как способ включения на начальном этапе детей, у которых большие сложности в адаптации в общеобразовательный процесс, то они будут ценны не только сами по себе как методы обучения, а именно как промежуточное звено инклюзии. Если же рассматривать их исключительно как методы обучения сложных в адаптации детей, то все эти методы и формы станут инструментом сегрегации. Именно поэтому важно иметь правильное понимание этих форм и методов и понимать, как их использовать для достижения инклюзии».
Важному вопросу правильного понимания роли малых форм в инклюзивном образовательном процессе посвящен данный вебинар. Правильная расстановка приоритетов при организации специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ позволяет грамотно и эффективно включить малые формы в инклюзивный образовательный процесс, не используя их как отдельный и изолированный способ обучения. На вебинаре было отмечено, что для достижения этой цели одним из важных аспектов является высокая квалификация в сегменте инклюзивного образования как административного состава, так и педагогов.