Спикером вебинара выступила эксперт в сфере инклюзивного образования Елена Головинская – руководитель проекта «Путевка в жизнь. Создание региональной сети профильной подготовки подростков с интеллектуальными нарушениями к трудовой жизни», председатель Самарской региональной общественной организации «Интеллект», созданной для поддержки интересов людей с ментальной инвалидностью, редактор издательства «Современные образовательные технологии», а также автор единственного в России учебно-методического комплекта для учащихся с нарушением развития и интеллекта «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала».
На вебинаре Елена Головинская рассказала о том, когда и как начинать профессиональную подготовку детей с ОВЗ, инвалидностью или с ментальными нарушениями. Эксперт обратила внимание на то, что профессиональные навыки формируются у подростков с 11 лет, то есть в средней школе, поэтому обучение навыкам младшего обслуживающего персонала можно проводить на уроках технологии.
Мария Перфильева, куратор программы вебинаров отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»:
«По мнению эксперта, чем раньше начинать, тем лучше. Елена Юрьевна рекомендует приступать к элементарной профориентации с 6-7 лет, то есть с первого класса. В этом возрасте легче понять, чем интересуется ребенок, и определить, к чему у него есть склонности».
Вебинар будет полезен всем, кто вовлечен в систему образования и профессиональной подготовки учащихся с интеллектуальными нарушениями: родителям детей с инвалидностью, членам общественных организаций, представителям администрации, учителям специальных и инклюзивных школ, педагогам системы повышения квалификации, преподавателям организаций среднего профессионального образования и ресурсных учебно-методических центров СПО, специалистам ПМПК и органов управления образованием, курирующих работу с учащимися с ОВЗ и инвалидностью.
Елена Головинская познакомила слушателей со структурой и этапами профессионального образования детей с интеллектуальными нарушениями, рассказала о новых подходах и ресурсах для введения профориентации в школе. Также было уделено внимание сложностям, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью. Эксперт обратила внимание, что «преимущество людей с нарушением развития и интеллекта – способность прекрасно осваивать алгоритм. Если педагог колледжа поймет и примет эту особенность, то индивидуальная карьерная траектория подростка будет сформирована с большей пользой».
В программе вебинара обсуждались вопросы:
- когда начинать профессиональное образование учеников с интеллектуальными нарушениями;
- что такое профильное обучение, профессионально-трудовое обучение, профессиональное образование, профессиональное обучение;
- о чем говорит образовательная статистика: барьеры и риски;
- как преодолеть непрозрачность, разобщенность, архаичность и отсутствие системы в подготовке к трудовой социализации;
- существует ли стабильное трудоустройство людей с интеллектуальными нарушениями на открытом рынке труда;
- как от неэффективных образовательных программ перейти к формированию индивидуальной карьерной траектории.
Вебинар проведен при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.