Прежде всего эксперт по инклюзивному образованию обращает внимание на то, что для эффективной реализации любой методики преподавания педагог должен быть уверен в равенстве всех учеников. Его внутренняя моральная установка на равноправие и равные возможности – это огромная часть успешной практики. Но даже самым тщательным образом проработанный план обучения – это совсем не стопроцентный залог успешного образования ребят с инвалидностью. Учителя испытывают трудности не потому, что они не умеют работать в инклюзивных классах, а потому, что необходима методика как индивидуальный стиль работы учителя, которая позволяет скорректировать обучение всех учеников и вовлекает в процесс как детей с инвалидностью, так и без.
Гэри Банч рассказывает, как Центр Марши Форест реализует программу успешного вовлечения в учебный процесс всех учеников, которая основана на планировании работы так, чтобы распределить время и внимание поровну на всех детей в классе.
Банч выделяет несколько главных практических советов учителям. На первое место он ставит создание положительного настроя во всем классе. Ни один ребенок не должен чувствовать дискомфорт, никто не должен испытывать чувство неприятия одноклассника, и все должны участвовать в процессе наравне с другими. Создание такой атмосферы обучения, чтобы ни у одного ученика не возникло чувство превосходства, которое основывается на том, что он не имеет инвалидности, а кто-то имеет, Банч называет первостепенной задачей учителя.
Второй важный момент – исключить снисходительное отношение, основанное на жалости. Ученики должны понимать, что никто из них не находится в классе из чувства сострадания – все учатся потому, что способны на это и хотят получить достойное образование.
Следующим ключевым моментом педагогической практики Гэри Банч называет способность учителя понимать особенности восприятия учениками информации. Необходимо вести диалог со всеми учениками на предмет выяснения их потребностей. Узнавать, каким способом каждый из них более легко и эффективно усваивает материал, прислушиваться к их способам, даже если они идут вразрез с тем, как учитель привык преподавать. Хороший педагог должен уметь подстроить свою методику под индивидуальные возможности каждого ученика, вносить поправки и корректировки.
Особое внимание следует уделить тем ребятам, кто до поступления в инклюзивный класс обучался по системе специального образования и фактически не имел контактов с другими учениками. Диалоги с детьми необходимо строить не только по вопросам обучения, но и объяснить ученикам важность взаимодействия друг с другом в плане приобретения полезного социального навыка, который очень пригодится в жизни. Гэри Банч отмечает, что хороший педагог признает право каждого ребенка на увлечения, хобби, личные интересы и собственную жизнь вне класса.
Другими немаловажными аспектами эффективных педагогических практик, по опыту организации инклюзии в школах Центра Марши Форест, стали два взаимодействия – педагога и родителей, педагога и учительского сообщества. Вовлечение родителей приносит хорошие результаты, ведь они постоянно находятся рядом с ребенком, лучше других знают его предпочтения и особенности, знают его со всех сторон, даже с тех, которые скрыты от школы. Поэтому диалог с родителями очень важен. Держать связь со всем учительским сообществом, то есть с коллегами по работе, обмениваться опытом, идеями и знаниями, нацеливаясь на общий результат, по мнению Банча, столь же эффективно, как и привлечение консультационных экспертов или обучение учителей на специальных курсах повышения квалификации.
Как итог всех советов учителям, Гэри Банч определяет главный вопрос, который учитель инклюзивного класса должен себе задавать: что для него важнее – слепое следование учебному плану или то, как педагог использует его, чтобы достичь успешных результатов в обучении каждого ученика, с которым работает. Таким образом, расстановка правильных приоритетов, способность задавать и отвечать на вопросы, что действительно важно для ученика, что является главным, а что второстепенным, что обязательным для каждого, а что под силу не всем, – это правильный индивидуальный подход, который стал фундаментом эффективных педагогических технологий в канадском инклюзивном школьном сообществе.