В российском обществе идея инклюзивного образования в целом поддерживается, но, к сожалению, не каждый город страны может рассказать об успехах в этом направлении. Открытие ресурсного класса – это всегда большое событие, а его успешное функционирование вызывает радость за тех детей, которые в нем обучаются, и гордость за всех, кто причастен к его работе.
В нашем ролике мы представляем историю успеха ресурсного класса, открытого на базе одной из общеобразовательных школ Владикавказа. Общими усилиями родителей, учителей и администрации были созданы надлежащие условия для эффективного инклюзивного обучения детей с разной степенью аутизма, и на сегодняшний день семь учеников с РАС полностью вовлечены в учебный процесс начальной школы с 1 по 4 класс.
Основное школьное время ребята проводят в регулярных классах, каждый в своем. Для особых учеников выделено помещение, поделенное на зоны, отвечающие потребностям каждого ребенка. На этой территории дети проводят примерно 30-40 % времени нахождения в школе. Класс располагает зоной индивидуального обучения, где у каждого ребенка есть свое особое место, своя парта, которая предназначена только для него – личная территория, на которой все именно так, как необходимо конкретному ученику. Есть зона общих занятий, где проходит общение детей с тьюторами и психологами, которые работают с группой, а есть место индивидуальной работы учителя. Часть помещения выделено под зону, где дети могут расслабиться и отдохнуть – зона сенсорной разгрузки.
С учениками занимается команда профессионалов, которые имеют высокую педагогическую квалификацию и опыт работы с разными детьми. Педагоги, тьюторы, родители детей с РАС – все болеют за общий проект. Самое главное, участники организации процесса инклюзии в школе понимают детей, чувствуют их и строят работу, концентрируясь на каждом ребенке индивидуально.
Куратор ресурсного класса и мама одного из учеников Марина Зафириду с большим теплом и любовью рассказывает об успешности проекта, о том, как несмотря на все страхи и опасения сделать что-то не так, ресурсный класс эффективно работает, позволяя детям учиться, общаться, развиваться и постепенно вливаться в общество. Марина Зафириду уверена, что «для ребенка с особенностями инклюзивная среда – это первое лекарство. Взаимная инклюзия – это самое полезное, что получили наши дети в результате реализации проекта ресурсного класса. Это наш самый большой успех».
Педагоги, работающие в ресурсном классе, убеждены, что главной целью инклюзивного образования является не только стремление научить детей читать и писать, но, прежде всего, главное в развитии любого ребенка – это, конечно же, социализация, умение находиться в обществе и способность строить коммуникацию с другими людьми. Для детей с РАС это возможно реализовать только в инклюзивной среде и никакой другой формат обучения не позволит достичь этих целей в полной мере и с такими высокими результатами, как проект ресурсного класса.
В нашем обществе не хватает терпимости, ведь не только люди с инвалидностью подвергаются дискриминации, часто люди нетерпимы по отношению друг к другу по любым причинам. Марина Зафириду обращает внимание на то, что «инклюзия никогда не бывает односторонней, плюсы получают не только дети с особенностями, но и дети без инвалидности, которые учатся вместе с особенными детьми. Это опыт, воспитание понимания инаковости другого, толерантность».
И действительно, можно уверенно сказать, что очередной кирпичик в строении инклюзивного общества крепко и профессионально заложен во владикавказской школе.