«Наш дом» – победитель 2-го Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» в 2015 г. В сад ходит 280 детей, 50 из них – с особенностями развития, и 30 – с ОВЗ. В каждой группе – 3-5 ребят с различными видами инвалидности или с РАС, с синдромом Дауна, с ДЦП или с «двигательными» особенностями, с ЗПР или с речевыми проблемами.
Елена Цырульникова, руководитель детского сада «Наш дом»: «В «Нашем доме» особое внимание – инклюзивной среде. Мы рады всем детям, каждый окружен вниманием и заботой. Но кроме готовности воспитателя и специалистов работать с особым ребенком важна готовность самого ребенка к пребыванию в инклюзивной группе – отсутствие агрессии и самоагрессии, сформированность элементарных навыков самообслуживания, хотя бы минимальная способность к концентрации внимания».
На вебинаре Елена Цырульникова рассказала и показала, как проводятся разные занятия в инклюзивных группах, как с особыми детьми работают воспитатель и ассистент воспитателя, как включаются в работу группы разные дети (например, с РАС), как можно использовать телесно-ориентированные игры, хороводы и парные танцы, для развития коммуникативных навыков.
«Очень важна командная работа воспитателей, логопедов и психолога, даже технический персонал (нянечка) обязательно подключается к взаимодействию с детьми с особенностями. Для родителей мы организовали консультативную помощь, рекомендуем, как с ребенком строить отношения дома, что говорить, как поддерживать», – отметила Елена Леонидовна.
При «Нашем доме» есть маленькая начальная школа, где учатся выпускники детского сада с инвалидностью, большинство из них уходят оттуда в обычные школы.
Мария Перфильева, куратор программы проведения вебинаров отдела образования РООИ «Перспектива»: «С появлением нового Закона об образовании еще больше детей с особенностями развития, с инвалидностью пришли в детские сады. Важно сформировать у сотрудников понимание, что именно инклюзивная среда в детском саду помогает всем детям освоить нормы и правила жизни в коллективе, а также подготовиться к обучению в школе».
Вебинар проводился в рамках проекта «На урок вместе», инициаторами которого является РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России.