Реализация инклюзивного образования в российских школах – очень сложный процесс, требующий большой профессиональной и человеческой отдачи от сотрудников и педагогов. Любовь к каждому ребенку, понимание своих задач и преданность делу – лучшие попутчики в работе специалистов инклюзивного образования.
Для каждого отдельного особого ученика лучшим положением дел становится такая атмосфера, в которой и одноклассники, и родители, и учителя готовы сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, понимая общую цель – образование должно быть доступно каждому.
Девятилетняя Таня Пахарева – особенная девочка из Калининграда, у нее синдром Дауна. Прежде чем Таня смогла найти свою школу, в которую ее приняли, и в которой она с большой отдачей и интересом учится, ее маме, Ирине Пахаревой, пришлось обивать много порогов разных школ. К сожалению, наши реалии на сегодняшний день таковы, что многие образовательные учреждения не готовы к инклюзии и в большинстве школ Таню отказались принимать из-за ее особенностей.
Исключением из печального правила стала калининградская общеобразовательная школа №28, в которой очень быстро и профессионально смогли реализовать основные инклюзивные правила, и Таня уже второй год учится там в обычном классе вместе со всеми детьми.
Елена Брылёва, учитель 1 «Б» класса школы № 28 рассказывает: «Трудности у нас были буквально первые пару недель, когда дети просто притирались друг к другу и знакомились. И получилось так, что в итоге сами дети сделали свое дело! Я думаю, они быстрее нас, взрослых, учатся взаимодействовать между собой». Отзывчивая и дружеская атмосфера в классе помогла Тане быстро адаптироваться в новом коллективе, а особенности ее характера и способности помогают ей хорошо учиться и социализироваться.
Девочка любит свою семью, любит заботиться о животных и любит учиться. Таня говорит, что ей очень нравится ходить в школу. С большим удовольствием она занимается и творческими заданиями – рисует, делает аппликации. Таня отзывчивый, добрый и улыбчивый ребенок – эти ее качества чувствуют и учителя, и одноклассники, поэтому в классе всегда царит взаимопонимание, поддержка и атмосфера понимания и дружбы. Таня научилась писать и читать за два года, и сейчас учителя отмечают, что у нее математический склад ума – самых больших успехов она достигает именно в математике. Мама Тани, Ирина Пахарева, очень довольна успехами дочери: «Ей очень нравится учиться! Она с большим удовольствием бежит в школу, делает уроки, даже когда болеет!»
Конечно же, некоторые предметы, например математику, русский язык и чтение, особенные ребята изучают вместе с тьюторами в школьном ресурсном центре. Наличие ресурсной зоны – это одна из особенностей реализации инклюзии в образовательном учреждении и один из важных моментов на пути к успешному освоению особенным учеником тех или иных знаний. Тьютор 28-й школы Ангелина Березовская справедливо считает: «Наличие ресурсного центра дает детям наиболее глубокое, наиболее качественное получение образования».
После школьных занятий Таню ждут занятия спортивные – уже семь лет девочка занимается верховой ездой. Инструктор по лечебной верховой езде Мария Иванкова гордится успехами своей ученицы и отмечает ее способности ладить с животными, находить хороший контакт с лошадью и уверенно управлять.
Обучение в обычной школе и занятия спортом – это прекрасный способ проверить свои силы и развить способности для каждого ребенка. Когда особенный ребенок делает определенные успехи благодаря правильной и своевременной инклюзии, то это лишний раз доказывает эффективность инклюзивного образования как в обучении, так и в социализации. И самое приятное – у Тани очень многое получается и будет получаться еще больше и лучше!