Представляем вашему вниманию видеоролик с записью лекции, организованной Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир».
Почти три часа профессор Стивен Шор рассказывает слушателям о своем личном опыте исследований и практике реализации подходов и методов в реабилитации и образовании детей и подростков с РАС. Имя Стивена Шора очень известно в кругах специалистов по аутистическому сегменту и среди людей, которые так или иначе столкнулись с проблемами аутизма. Международный эксперт в области аутизма, доктор специальной педагогики Бостонского университета, профессор университета Адельфи, член правления Autism Speaks, эксперт НСМ и автор монографий об аутизме, в том числе бестселлера «За стеной», Стивен Шор досконально разбирается с особенностями жизни и восприятия человека с РАС, т. к. знает эту проблему изнутри, сам обладая расстройством аутистического спектра. В детстве ему диагностировали синдром Аспергера и, как говорит сам профессор: «Аутичный человек всегда будет таким. Надо научиться жить с этим диагнозом. Адаптировавшись к аутизму, человек способен стать очень успешным. Хотя определенные трудности останутся навсегда».
Данная лекция – уникальная возможность узнать из первых рук о том, какие методы и подходы поддержки и коррекции человека с РАС применяются в зарубежной практике.
Стивен Шор поделился результатами своего докторского сравнительного исследования различных подходов, используемых в мире для людей с РАС. В настоящее время существует много различных подходов и методик для работы с людьми с РАС, но, как подчеркнул лектор, методы, используемые при коррекции аутизма, должны выбираться не по критерию «лучший», а по тем признакам и воздействиям, которые подходят конкретному человеку в его индивидуальном случае. Аутистический спектр очень широк, и очень важно разобраться с вопросом поддержки людей с РАС: «Очень важным является обнаружение болезни. Но еще важнее – научиться управлять обнаружением. Мы должны понять, что существует много способов обнаружения, и вовсе необязательно какой-то один лучше другого. Но мы выясняем, что определенный подход может быть лучше для конкретного ребенка».
Стивен Шор определил, что существует три области, три основные сферы вмешательства и поддержки – сенсорная, медицинская и поведенческая, коррекционная. Основное внимание в своих исследованиях он уделяет образовательно-поведенческой коррекционной части, именно этот срез методов и является предметом его научно-практической деятельности.
В числе прочих способов коррекционных практик, с которыми познакомил Стивен Шор участников встречи, был один из базовых принципов – установление крепкой эмоциональной связи и понимание того, что люди с аутизмом легче всего контактируют с внешним миром через призму своих интересов: «Мой лучший совет родителям с ребенком-аутистом. Выясните чем интересуется ваш ребенок, выявите его сильные стороны. То, чем нравится заниматься вашему ребенку, скорее всего и будет являться его сильной стороной. Родителям важно осознать, что их ребенок обладает неограниченным потенциалом, как любой другой ребенок. И нашей целью, нашей ответственностью является предоставление поддержки для выявления сильных сторон каждого индивида».
В ходе дискуссии участники встречи пришли к выводу о необходимости исследования различных подходов работы с людьми с РАС в России. Это перспективное направление для работы различных государственных и негосударственных организаций.