Данный документ представляет собой детальный анализ современной ситуации в реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях по всему миру и возможные пути решения проблем предоставления качественного и эффективного инклюзивного образования.
В бюллетене ситуация с инклюзией рассматривается со всех сторон, начиная от штатного аппарата образовательного учреждения и заканчивая степенью реализации проекта «Доступная среда», также поднимаются вопросы взаимодействия школ и органов власти, вопросы вовлеченности и заинтересованности общества в инклюзии, особое внимание уделяется правовому аспекту в получении образования лицами с инвалидностью, а также этическим, моральным и социальным нормам и их влиянию на внедрение и функционирования модели инклюзивного образования.
Бюллетень рассматривает важность и приоритет социальной, личностной модели инвалидности, так как именно она, в отличие от медицинской модели, основана на правах человека и работает в соответствии с его интересами. Традиционная, медицинская модель сосредоточена на благотворительности и медицине и не учитывает, что причины притеснений и неравноправия, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, заключаются в способе организации общества и управления им.
Как сказано в бюллетене, «право на инклюзивное образование предполагает изменение культуры, методологии и практики работы всей формальной и неформальной образовательной среды с учетом разнообразия интересов и самосознания каждого ученика, а также работу по устранению барьеров, которые этому мешают». Далее разбираются базовые проблемы, определенные на основе опросов, анализа и мониторинга картины реализации инклюзии в различных образовательных учреждениях в разных странах мира, и обозначаются пути их устранения.
Бюллетень определяет два возможных пути, по которым должна развиваться инклюзивная образовательная система. Первое направление – инклюзия в общем, оно охватывает все общие вопросы по инклюзии всех групп, подразумевает разработку педагогической, образовательной и дидактической стратегии поддержки всех учеников. Второе направление – конкретная инклюзия, оно предоставляет необходимую поддержку и обеспечение разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности каждой личности с инвалидностью.
Текст бюллетеня «Развитие инклюзивного образования и обеспечение равных прав для детей и студентов с инвалидностью» будет полезен широкому кругу читателей. Он был переведен специально для нашего сайта, чтобы наши читатели поближе познакомились с этим важным и практическим документом.