Проблема грамотной организации инклюзивного образования в любом образовательном учреждении чаще всего имеет в своей основе неправильное понимание понятия инклюзии вообще. В условиях нашей реальности сложилась практика, при которой любая школа, в которую пришел обучаться ребенок с ограниченными возможностями здоровья, начинает считаться инклюзивной. Соответственно, в этой школе со всеми ее вводными данными (условиями, кадрами, атмосферой, образовательным планом и т. д.) чаще всего нет никаких инклюзивных практик. В такой ситуации педагоги сталкиваются с тем, что процесс обучения ребенка с ОВЗ вроде бы запущен, то есть ребенок посещает занятия, но он не осваивает программу, не общается с одноклассниками, не слушает учителя. И тогда у педагогического состава возникает закономерный вопрос о том, что же хорошего в такой инклюзии?
Ответ кроется в неправильном понимании процесса реализации инклюзивного образования, а приведенный пример – это совсем не инклюзия. В данном видеоролике Елена Самсонова объясняет основные ошибки, которые совершают педагоги при включении ученика с ОВЗ в образовательный процесс, и рассказывает, как этих ошибок избежать: «Инклюзия – это системные изменения в самой образовательной организации. И первое, что должно в ней измениться, это установки самих педагогов и их представления о цели собственной педагогической деятельности».
Когда педагог начинает думать в направлении изменений, думать о том, как организовать свою образовательную деятельность, чтобы помочь включить ребенка в образовательный процесс, как сделать доступным материал, который ученик вследствие своих особенностей просто не видит, не слышит, не понимает и не усваивает – это уже первый шаг на пути к инклюзивному образованию.
Также Елена Самсонова приводит пример о том, что статистически из всего класса во время урока только 10 % детей активно вовлечены в план урока, вне зависимости от их способностей и особенностей. И только изменения в образовательной деятельности, направленные на то, чтобы абсолютно все дети стали активными участниками своего собственного образования, и запускают процесс, который является инклюзивным: «Когда учитель принимает решения о том, как можно что-то менять, тогда он перестает ожидать каких-то внешних решений, который могли бы справиться с теми препятствиями, которые возникают в его собственной деятельности».
На следующем этапе реализации инклюзивного образования возникает необходимость обращения к специалистам по инклюзии. На этом этапе должна активно включаться администрация школы, чтобы обеспечить все условия, время и место для того, чтобы организовать профессиональную коммуникацию по обсуждению всех вопросов: «И тогда, включая родителей, специалистов, администрацию в решение вопросов преодоления барьеров и препятствий в образовании детей с ОВЗ, все участники образовательного процесса становятся именно включенными, активными людьми, принимающими ответственные решения. Именно тогда инклюзивный процесс и приходит в наши образовательные организации, что, на самом деле, сейчас очень редкое явление».
На предстоящей научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность» будут широко обсуждаться вопросы, затронутые в данном ролике, в том числе и важный вопрос о том, как должно происходить изменение управленческих моделей регуляции образования в сторону инклюзии.
К участию в конференции приглашаются специалисты, развивающие теорию и практику инклюзивного образования в России и за рубежом: руководители образовательных организаций и педагоги, реализующие инклюзивное образование; эксперты, ученые, научные сотрудники и преподаватели учреждений среднего профессионального и высшего образования, студенты, аспиранты и магистранты; представители общественных организаций, решающие проблемы социальной и образовательной инклюзии.
Для участия в конференции необходима регистрация. Срок регистрации: до 1 октября 2019 г.