Законодательство в области инклюзивного образования

Законодательство в области инклюзивного образования

  1. Как оформить ребенка-инвалида со сниженным интеллектом в общеобразовательную школу по месту жительства в первый класс? Можно ли пойти в школу после исполнения 8 лет?
  2. Имеет ли право директор образовательной организации общего типа отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка- инвалида на основании документов, подтверждающих состояние здоровья ребенка, ссылаясь на отсутствие в организации условий для обучения детей с нарушениями развития?
  3. Обязана ли администрация образовательной организации предоставлять ребенку с ограниченными возможностями здоровья услуги тьютора? Может ли один родителей выступать в роли тьютора для своего ребенка?
  4. Может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья быть отчислен из дошкольной образовательной организации в связи с тем, что ему исполнилось 7 лет до 1-го сентября текущего года?
  5. Для чего создана ПМПК, какие функции она выполняет?
  6. Каким образом следует действовать родителям (законным представителям) ребенка с инвалидностью чтобы получить оптимальный результат в процессе обследования ребенка в ПМПК?
  7. Каковы права и обязанности родителей при прохождении ребенком обследования в ПМПК?
  8. Какие сведения должны содержаться в заключении ПМПК?
  9. Каково правовое значение заключения ПМПК?
  10. Должен ли вход в школу быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход лицам с ограниченными возможностями здоровья?
  11. Ребенок-инвалид передвигается в школе исключительно на кресле-коляске. Родители обратились к директору с просьбой в следующем учебном году (в связи с переходом в 5-м классе на кабинетно-урочную систему) установить в школе лифт или другой подъёмный механизм в соответствии с программой «Доступная среда». Правомерен ли отказ директора общеобразовательной организации?
  12. Есть ли определенный алгоритм или порядок, которого следует придерживаться для приема ребенка с инвалидностью в дошкольное образовательное учреждение?
  13. Есть ли определенный алгоритм или порядок, которого следует придерживаться для приема ребенка с инвалидностью в образовательное учреждение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования?
  14. Каков порядок поступления для людей с инвалидностью в средне-профессиональные и высшие учебные заведения?
  15. Какие действия нужно предпринять родителю (законному представителю) в случае получения отказов из образовательного учреждения?
  16. Правда ли, что на приём-сдачу экзаменов в высшем учебном заведении для людей с инвалидностью даётся больше времени на подготовку?

- 1 -

Как оформить ребенка-инвалида со сниженным интеллектом в общеобразовательную школу по месту жительства в первый класс? Можно ли пойти в школу после исполнения 8 лет?

Общедоступное бесплатное школьное образование в России гарантируется государственными стандартами.

Поступить в первый класс ребенок может в любом возрасте от шести лет шести месяцев до достижения им восьми лет. Однако по заявлению родителя (законного представителя) ребенка учредитель образовательной организации вправе разрешить прием ребенка в школу и в позднем возрасте.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе при наличии двух условий:

- согласия их родителей (законных представителей);

- на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Т.е. до подачи заявления о приеме в школу, необходимо пройти ПМПК.

ПМПК должна оценить состояние здоровья ребенка и либо признать его обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ, либо нет. Статус «обучающимся с ОВЗ» подтверждает, что у ребенка есть особенности развития и для его обучения необходимы специальные условия. Комиссия должна описать - какие это должны быть условия - образовательная программа, психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и др.

ПМПК также может предоставить рекомендации по типам и видам образовательных организаций, в которой ребенку лучше обучаться. Выбор школы делают родители. Помогают им в этом органы образования, которые должны предоставить информацию о том, в каких учреждениях уже есть или могут быть созданы необходимые условия (согласно решению ПМПК) для обучения ребенка. Заключение ПМПК и ИПРА – официальные основания для органа образования, согласно которому создание рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей обязательно к исполнению.

После того, как школа выбрана, родителям или законному представителю ребенка необходимо подать в учебное заведение заявление и следующий пакет документов:

– документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);

– оригинал свидетельства о рождении ребенка;

– документ о регистрации ребенка по месту жительства;

– индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

– заключение ПМПК.

Срок приема заявлений в первый класс начинается с 1 февраля и завершается 30 июня текущего года.

В случае, если документы приняты, распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется зачисление ребенка в школу. Зачисление должно произойти в течение семи рабочих дней с момента приема документов. Официальная информация о приеме детей на обучение размещается на информационном стенде школы в день их издания.

- 2 -

Имеет ли право директор образовательной организации общего типа отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида на основании документов, подтверждающих состояние здоровья ребенка, ссылаясь на отсутствие в организации условий для обучения детей с нарушениями развития?

Нет, не имеет. В соответствии со статьей 43 Конституции РФ каждый ребенок имеет право на общедоступное бесплатное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Речь идет как о дошкольном, так и об основном общем и среднем профессиональном образовании.

Статья 18 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина гарантируются государством.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать как формы получения образования и формы обучения, так и образовательные организации – детсады, школы и пр. (п.1, ч.3 статьи 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение в образовательную организацию по адаптированной основной общеобразовательной программе, зачисляются в дошкольные образовательные организации в группы компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Заключение ПМПК в данном случае носит исключительно рекомендательный характер для родителей (законных представителей).

Статья 5 Федерального закона РФ №273-ФЗ гарантирует право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. То есть, состояние здоровья человека никак не должно влиять на его возможность реализовать своё право на образование.

Родители (законные представители) не обязаны предоставлять данные о состоянии здоровья ребенка. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. №32) в случае такого запроса позволяет им действовать по своему усмотрению (п.10). Добровольное предоставление родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья (включая детей-инвалидов) продиктовано разумной заботой о ребенке и возможностью своевременного оказания, в случае необходимости, квалифицированной медицинской помощи ребенку в условиях образовательной организации.

Причиной отказа в приеме ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть только отсутствие в ней свободных мест. Для решения такой ситуации родители (законные представители) ребенка могут обратиться непосредственно в департамент образования (либо отдел образования органа местного самоуправления) (п.5) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию. Любые попытки администрации образовательной организации сослаться на отсутствие условий воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья (отсутствие соответствующих специалистов, технических средств и т.п.) несостоятельны.

После зачисления ребенка с инвалидностью или ОВЗ любая образовательная организация обязана создать таким учащимся специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ (статья 79 Федерального закона №273-ФЗ).

Отказ администрации дошкольных образовательных организаций в зачислении ребенка с ОВЗ в детский сад в связи с тем, что он не владеет навыками самообслуживания, также несостоятелен. Так как помощь в самообслуживании детей, а также создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в группе и т.д., - входит в должностные обязанности помощника воспитателя и младшего воспитателя, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н; Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

- 3 -

Обязана ли администрация образовательной организации предоставлять ребенку с ограниченными возможностями здоровья услуги тьютора? Может ли один родителей выступать в роли тьютора для своего ребенка?

«Общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях для них создаются специальные условия для получения образования», - об этом говорится в статье 79 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ.

Федеральный закон допускает предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь учащемуся с ОВЗ, когда освоение образовательных программ невозможно или затруднено. Услуги ассистента прописаны в законе наряду с перечнем специальных условий, а это: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций, и других условий.

Необходимость предоставления услуг ассистента (помощника)/тьютора определяет комиссия. Об этом должно быть написано в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или в ИПРА, в перечне мероприятий психолого-педагогической реабилитации при составлении индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПР), как составляющая часть специального режима учебного процесса.

ВАЖНО! Следует различать понятия «тьютор» и «ассистент» (помощник).

Должность тьютора отнесена к педагогическим работникам в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н). Чтобы соискатель соответствовал квалификационным требованиям к должности «тьютор», ему обязательно иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Решение вводить в штатное расписание должность тьютора или нет принимает образовательная организация.

К ассистентам (помощникам), оказывающим детям в основном необходимую техническую помощь, таких требований не предъявляется. Т.е., родители (законные представители) детей с ОВЗ в целях скорейшей адаптации ребенка к образовательной среде, оказания ему необходимой помощи (передвижение, обслуживание и т.д.), могут быть допущены в образовательные организации в качестве добровольных помощников при соблюдении определённых условий (медицинское заключение и др.).

- 4 -

Может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья быть отчислен из дошкольной образовательной организации в связи с тем, что ему исполнилось 7 лет до 1-го сентября текущего года?

Нет, не может. Прием детей в образовательные учреждения может начинаться с двухмесячного возраста. Максимальный возраст для пребывания в дошкольных организациях не установлен (в соответствии со статьей 67 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ).

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений («Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (утверждено приказом Министерства

образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014). Достижение ребенком 7-летнего возраста не означает прекращение образовательных отношений между воспитанниками и образовательной организацией. Действующее законодательство об этом прямо говорит. А отсылка к уставу дошкольной организации, где в качестве максимально возможного возраста нахождения ребенка в детском саду указан семилетний возраст (усредненное значение) не имеет никакой связи с действующим законодательством. Очевидно, что этот возраст здесь традиционно указывает на момент перехода ребенка из детского сада в школу.

Часть 1 статьи 67 Федерального закона РФ № 273-ФЗ гласит: получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Однако Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) точно определяет дошкольный возраст — от 3-х до 8 лет (пункт 2.7.).

Следовательно, срок окончания образовательных отношений в дошкольной организации должен определяться не датой исполнения ребенку возраста 7 лет, а готовностью его к получению начального общего образования. Для детей с ОВЗ это особенно актуально, поскольку их уровень физического, психо-эмоционального развития, возможность социализации и способность к адаптации в коллективе, отличается от уровня детей с без ОВЗ.

- 5 -

Для чего создана ПМПК, какие функции она выполняет?

Психолого-медико-педагогическая комиссия создается для своевременного выявления у детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии отклонений здоровья. Комиссия проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. По результатам готовит рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания ребенка, а также подтверждения, уточнения, либо изменения ранее данных рекомендаций (согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082).

Основные направления деятельности комиссии:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

- 6 -

Каким образом следует действовать родителям (законным представителям) ребенка с инвалидностью чтобы получить оптимальный результат в процессе обследования ребенка в ПМПК?

Для того чтобы достичь оптимальных результатов в процессе прохождения ребенком обследования в ПМПК и получить по итогам заключение, отвечающее интересам ребенка, мы рекомендуем заранее готовиться к прохождению обследования. Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Обязательно ознакомиться с нормативно-правовыми документами: законами, положениями и пр., которые регламентируют вопросы реализации права на образование ребенка с ОВЗ и саму процедуру прохождения ПМПК (Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании»; Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон РФ от 02 июля 1992 г. №3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082).

Знание этих документов или их отдельных положений, все то, что касается права ребёнка на образование, а также умение родителей или законных представителей ориентироваться в них, поможет правильно сформулировать свою позицию по любому вопросу. Желательно проконсультироваться у юриста, специализирующегося на вопросах защиты и реализации прав детей с инвалидностью на образование. Юрист подскажет правильный алгоритм поведения в конкретной ситуации, подготовит к возможным сложностям и подскажет практические пути их решения

2. В конфликтной ситуации следует сохранять спокойствие. Эмоции могут только обострить ситуацию. Важно быть готовым к заявлениям специалистов вроде: «вашему ребенку не место в детском саду или школе», «он необучаем и его нужно сдать в интернат», «в детском саду нет условий для пребывания вашего ребенка» и т.п. В подобных ситуациях важны спокойствие и настойчивость. Как законный представитель ребенка вы можете требовать соблюдения законодательства и добиваться реализации его прав. У специалистов комиссии не должно возникнуть иллюзии, что им удастся легко отделаться от вас.

3. Подготовить ребенка к обследованию и взять с собой материалы о самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (учебные тетради, рисунки, поделки и т.п.), а также -характеристики и рекомендации специалистов, регулярно занимающихся с ребенком и знающих его образовательный потенциал и потребности. Хорошим подтверждением слов станут видеоматериалы о занятиях с ребенком в образовательных учреждениях, реабилитационных и развивающих центрах, в домашних условиях, с частными педагогами и т.д.). Это важно. Специалисты ПМПК – такие же люди, они часто принимают решения, ориентируясь на ложные представления стереотипы и устаревшие знания. Не всегда специалисты имеют достаточное представление о возможностях детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, о современных достижениях медицины и пр. Все это может помешать разработать рекомендации, отвечающие индивидуальным образовательным потребностям ребенка.

Кроме того, важно не забывать об эмоциональной атмосфере. Не всегда специалист ПМПК, проводящий обследование, может установить эмоциональный контакт с ребенком. Это происходит, например, с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, либо другие нарушения. Как правило, у таких детей выработаны конкретные стереотипы поведения, которые могут помешать им выполнить предлагаемые задания в незнакомой обстановке. В этом случае важно мягко подсказать специалисту как сделать лучше. В данном случае будут полезны видеоматериалы показывающие, как ребенок выполняет

аналогичные задания со специалистом, который регулярно занимается с ним в привычной обстановке, и с которым у ребенка налажен эмоциональный контакт.

ВАЖНО! Если специалисты ПМПК отказываются рассматривать документы и видеоматериалы об интеллектуальной и самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, рекомендуем обратиться с письменным заявлением на имя председателя комиссии. В заявлении должна содержаться просьба о приобщении документов и видеоматериалов к материалам обследования.

4. Если имеется возможность, необходимо привлечь к проведению обследования независимого специалиста. Это может быть специалист, работающий в учреждении, где ребенок получает образовательные или реабилитационные услуги, либо юрист, который знаком с проблемой и сможет при необходимости оказать семье необходимую правовую поддержку. В этом случае лучше оформить доверенность на данного специалиста, чтобы у комиссии не было оснований отказать вам в его привлечении к обследованию.

- 7 -

Каковы права и обязанности родителей при прохождении ребенком обследования в ПМПК?

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) детей имеют право:

– присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;

– высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания ребенка;

– получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

Также, в случае несогласия с заключением территориальной комиссии, обжаловать его в центральной комиссии или в суде.

- 8 -

Какие сведения должны содержаться в заключении ПМПК?

В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

– обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

– рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико- педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

- 9 -

Каково правовое значение заключения ПМПК?

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

- 10 -

Должен ли вход в школу быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход лицам с ограниченными возможностями здоровья?

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», - в соответствии с п. 4 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы управления в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования». Кроме того, ст. 15 Закона гласит: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам».

Также согласно п.3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой

помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Здание школы является объектом социальной инфраструктуры, следовательно, необходимо обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы для людей с ОВЗ. На основании изложенного вход в здание муниципального образовательного учреждения должен быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход людям с ОВЗ.

- 11 -

Ребенок-инвалид передвигается в школе исключительно на кресле-коляске. Родители обратились к директору с просьбой в следующем учебном году (в связи с переходом в 5-м классе на кабинетно-урочную систему) установить в школе лифт или другой подъёмный механизм в соответствии с программой «Доступная среда». Правомерен ли отказ директора общеобразовательной организации?

Вероятнее всего, отказ будет неправомерным. Но прежде всего нужно посмотреть, чем обосновывает свой отказ администрация школы. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски».

Также согласно п.3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными

нормативными правовыми актами:

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

Школа является объектом социальной инфраструктуры и, следовательно, к ней относятся требования приведенной выше статьи. Но важно отметить, что далее в той же статье есть положение: «В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов».

Как известно, некоторые школы расположены в зданиях, представляющих историческую ценность. Такие здания имеют инженерно-архитектурные особенности, что делает невозможным или сильно затрудняет их адаптацию под нужды людей с ОВЗ. Администрация школы на это повлиять не может. Вполне возможно, что в данной школе такая ситуация и отказ администрации имеет все основания. Ответ насколько это обосновано, могут дать специалисты после проведения соответствующей экспертизы, а окончательный ответ — только суд.

- 12 -

Есть ли определенный алгоритм или порядок, которого следует придерживаться для приема ребенка с инвалидностью в дошкольное образовательное учреждение?

Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293.

Прием в детский сад осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Для поступления ребенка в ДОУ необходимо:

1. Получить консультации у широкого спектра специалистов по образованию и специальному (коррекционному) образованию. Для этого можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в т. ч. организаций дополнительного образования, педагогов специальных образовательных организаций, служб ранней помощи, педагогов негосударственных образовательных организаций, специалистов ППМС (центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) и, конечно, специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

2. Определиться с формой обучения.

3. Получить информацию об имеющихся льготах.

4. Определить варианты конкретных учреждений (при необходимости сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях, посетить эти учреждения, пообщаться с администрацией и педагогами).

5. Ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

6. Определить недостатки выбранных учреждений (шаговая, транспортная доступность, недостаточная материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера).

7. Завершить оформление/переоформление индивидуальной программы реабилитации (при необходимости).

8. Пройти ПМПК.

9. Написать соответствующее заявление о принятии ребенка в образовательное учреждение с приложением копий необходимых документов. Примерная форма заявления обычно размещается образовательной организацией на информационном стенде и на официальном сайте образовательной организации. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

10. Указать в заявлении на необходимость создания конкретных специальных условий для ребенка. Приложить рекомендации ПМПК и ИПРА.

11. Получить расписку в получении документов (п. 14 Порядка). Заявление о приеме в детский сад и прилагаемые к нему документы регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления выдается расписка в получении документов, заверенная печатью организации и подписью должностного лица, ответственного за прием документов.

12. Предложить совместно обсудить имеющиеся проблемы с администрацией и педагогами (при необходимости). При обсуждении необходимо стараться определить конкретные мероприятия и предварительные сроки исполнения, а также сроки разработки адаптированной образовательной программы (далее - АОП).

ВАЖНО! Требование представить иные документы для приема детей в образовательные организации в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается!

На каждого ребенка, зачисленного в детский сад, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы (п. 18 Порядка).

- 13 -

Есть ли определенный алгоритм или порядок, которого следует придерживаться для приема ребенка с инвалидностью в образовательное учреждение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования?

Правовое регулирование: порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест. Исключение - случаи получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Также отказ возможен в случае интегрированного образования с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования).

Прием заявлений в первый класс в организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – ОООД), для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Для поступления ребенка в ОООД необходимо:

1. Получить консультации у широкого спектра специалистов по образованию и специальному образованию. Для этого можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в т. ч. организаций дополнительного образования, педагогов специальных образовательных организаций, служб ранней помощи, педагогов негосударственных образовательных организаций, специалистов ППМС- центров и, конечно, специалистов ПМПК.

2. Получить заключение медицинской организации (при необходимости).

3. Определиться с формой получения образования, формой обучения (очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование).

4. Определить варианты конкретных учреждений (при необходимости сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях, посетить образовательные учреждения, пообщаться с администрацией и педагогами).

5. Ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

6. Определить недостатки в выбранных учреждениях (шаговая, транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера).

7. Завершить оформление/переоформление ИПРА (при необходимости).

8. Пройти ПМПК.

9. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

10. Написать соответствующее заявление о принятии ребенка в образовательное учреждение с приложением копий необходимых документов. Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте.

ВАЖНО! Для приема в ОООД:

- родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства/по месту пребывания на

закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;

- родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

- 14 -

Каков порядок поступления для людей с инвалидностью в средне-профессиональные и высшие учебные заведения?

Правовое регулирование:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 (высшее обр.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 (среднее-проф. обр.)

Правила приема (в том числе - процедура зачисления) в конкретную ОООД на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, то есть устанавливаются самостоятельно и регулируются локальными нормативными актами.

Прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований. Это означает, что каждый вуз обязан гарантировать у себя определенное количество бюджетных мест. По этим местам выделяется квота для льготных категорий абитуриентов. Вся информация об этом должна быть в общем доступе на сайте вуза.

В рамках контрольных цифр выделяются квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно ИПРА не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Для поступления необходимо:

1. Получить консультации у широкого спектра специалистов по образованию и специальному образованию. Для этого можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций в т. ч. организаций дополнительного образования, педагогов специальных образовательных организаций, служб ранней помощи, педагогов негосударственных образовательных организаций, специалистов ППМС.

2. Определиться с формой получения образования, формой обучения (очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование).

3. Получить информацию об имеющихся льготах.

4. Определить варианты конкретных образовательных учреждений (при необходимости сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях, посетить образовательные учреждения, пообщаться с представителем администрации, в т. ч. с целью выяснения особых условий, которые понадобятся при прохождении практики, возможностях работодателя и его ограничениях и т. п.).

5. Ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

6. Определить недостатки в выбранных учреждениях (шаговая, транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера).

7. Получить информацию о возможности дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии, в т. ч. при содействии образовательного учреждения.

8. Завершить оформление/переоформление ИПР (при необходимости).

9. Подать документы в интересуемое/ые образовательные учреждение/я с приложением копий необходимых документов.

Не позднее 1 марта (т.е. до начала приема документов) приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде размещает следующую информацию:

· правила приема в образовательную организацию;

· условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;

· перечень специальностей (профессий), по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная);

· требования к уровню образования, которое необходимо для поступления (основное общее или среднее общее образование);

· перечень вступительных испытаний;

· информацию о формах проведения вступительных испытаний;

· информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов, предусмотренных настоящим Порядком, в электронной форме;

· особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

Не позднее 1 июня должна быть общедоступной следующая информация:

· общее количество мест для приема по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования;

· количество мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования;

· правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

· информация о наличии общежития и количество мест в общежитиях, выделяемых для иногородних поступающих.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, за исключением случаев, когда по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

При поступлении в средние профессиональные образовательные учреждения в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

ВАЖНО! Существуют особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ОООД должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных

дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории (п. 88 Правил).

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

- при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек;

- при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа (п. 89 Правил).

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний (п. 90 Правил).

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями (п. 91 Правил).

Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих (п. 92 Правил).

При проведении вступительных испытаний на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не предусмотрено выделение отдельной аудитории для поступающих с ограниченными возможностями здоровья. В остальном требования аналогичны требованиям при поступлении в вузы.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий лиц, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для незрячих:

- задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для незрячих (либо зачитываются ассистентом);

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для незрячих, либо надиктовываются ассистенту;

- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным

шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для незрячих;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для неслышащих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, неслышащих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Статья 71 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета особые права для разных категорий:

1. Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

2. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;

3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан.

- 15 -

Какие действия нужно предпринять родителю (законному представителю) в случае получения отказов из образовательного учреждения?

По всем спорным вопросам и проблемам необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор дошкольного образовательного учреждения, рекомендуется обращаться в отдел или управление образованием/департамент образования. При отказе в управлении образованием – в Рособрнадзор.

При этом необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление).

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства.

Решение любого органа/организации можно обжаловать в судебном порядке, в т. ч. решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.

- 16 -

Правда ли, что на приём-сдачу экзаменов в высшем учебном заведении для людей с инвалидностью даётся больше времени на подготовку?

Да, правда. В соответствии с п. 46 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 636 по письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи государственного аттестационного испытания может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи:

- продолжительность сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме, не более чем на 90 минут;

- продолжительность подготовки обучающегося к ответу на государственном экзамене, проводимом в устной форме, - не более чем на 20 минут;

- продолжительность выступления обучающегося при защите выпускной квалификационной работы - не более чем на 15 минут.