Ассоциация «Аутизм-Регионы» говорит об инклюзивном образовании

С 13 по 15 сентября в Ницце проходил 12-й Международный научно-практический конгресс ассоциации Autism-Europe, в котором приняли участие российские специалисты в области инклюзивного образования.

Autism-Europe – крупнейшая европейская организация, объединяющая топовых исследователей, практиков и родителей детей с аутизмом. В 2019 году основные направления конгресса были посвящены новым тенденциям к изменениям и развитию инклюзии, охватывая широкий круг вопросов социальной и образовательной инклюзии детей и взрослых с РАС.

13 сентября в рамках конгресса проходил симпозиум «Доступ к обучению и школьному образованию», где все участники в той или иной мере обращали внимание на важность правильного понимания процесса инклюзивного образования, говорили о необходимости настоящей инклюзии в ее истинном значении, о необходимости индивидуального подхода и грамотно продуманных методологий обучения.

Специалисты ассоциации «Аутизм-Регионы» представили доклад, посвященный модели «Ресурсный класс», и постер-доклад об эффективных вмешательствах при РАС, поделились трудностями и успехами инклюзивного образования для детей с аутизмом в России.

Евгений Бондарь (член правления ассоциации «Аутизм-Регионы» и член Почетного научного комитета конгресса) выступил с устным докладом «Модель «Ресурсный класс» – инклюзивное обучение в российской общеобразовательной школе». Он рассказал о плюсах инклюзивного обучения и результатах работы ресурсных классов в России.

Бондарь подчеркнул преимущества такой модели обучения, ведь для детей с аутизмом это дает возможность общаться и учиться с типично развивающимися сверстниками. Среди основных барьеров к внедрению ресурсных классов он отметил отсутствие системы финансирования, дефицит кадров и недостаточную готовность общества к инклюзии людей с ментальными нарушениями.

Он также поделился ожиданиями и надеждами родителей и близких детей с аутизмом в России, отметив, что во всех странах, где сейчас существует развитая система поддержки людей с РАС, системные изменения начинались именно с запроса родителей, которые отстаивали права своих детей. Сегодня российские родители детей с расстройствами аутистического спектра объединяются в сообщества и проявляют все большую активность и компетентность в направлении развития инклюзии, заставляя прислушаться к себе.

На постерной сессии, посвященной методам помощи людям с РАС, прозвучал доклад старшего научного сотрудника Института психологии РАН, руководителя дивизиона «Наука» Евгении Лебедевой и председателя правления ассоциации «Аутизм-Регионы» Анны Егоровой. В докладе на тему «Какие немедицинские вмешательства эффективны для детей с РАС. Обзор актуальных исследований» были представлены результаты исследований методов терапии аутизма, он был составлен российскими активистами и исследователями в сотрудничестве с американскими учеными из Университета Хьюстона.