РООИ «Перспектива» уже много лет выступает координатором Национальной коалиции, собравшей в единую сеть представителей организаций и специалистов в области реализации инклюзивного образования – в нее входят общественные организации людей и родителей детей с инвалидностью более чем из 30 регионов России, а количество проектов по продвижению и популяризации инклюзии, осуществленных членами коалиции, уже перешагнуло цифру 600.
Денис Роза, председатель РООИ «Перспектива» отмечает: «Инклюзивное образование необходимо всем: детям с инвалидностью и без. Каждый ребенок должен быть включен в общество. Общественные организации и представители образовательных учреждений и федеральной власти – только сообща мы можем прийти к реальным решениям на пути к качественному инклюзивному образованию». Основной целью деятельности коалиции является продвижение на федеральном, региональном и местном уровнях развития инклюзии в образовательных учреждениях. Регулярные встречи руководителей общественных организаций, представителей родительских сообществ и экспертов обеспечивают обсуждение актуальных вопросов и проблем в данной сфере и, что немаловажно, донесение их до представителей власти.
Коалиция организовала общественную кампанию «Дети должны учиться вместе!» и в своей деятельности транслирует успешный опыт реализации права детей с инвалидностью на обучение по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности. Встреча коалиции – площадка по обмену лучшими практиками инклюзивного образования.
Эти два дня, в которые проходила встреча, были очень насыщенны информационно. В первый день встречи участники делились успехами и проблемами в регионах, выявляли общие тенденции. Второй день был посвящен стратегическому планированию: общим голосованием было решено в первую очередь донести до чиновников проблемы, связанные с качеством образования и подготовки специалистов. По словам Екатерины Молюковой, менеджера проектов отдела образования РООИ «Перспектива»: «Радостно то, что сегодня на круглом столе мы говорим уже не о необходимости инклюзивного образования, а о качественном инклюзивном образовании. На фоне очевидных успехов существуют и сложности, и проблемы, которые отмечают все участники. Мы считаем, что необходимо менять подходы к повышению квалификации, делать акцент на ценности инклюзивной культуры, а не сводить повышение квалификации к освоению «специальных» методик».
На встрече коалиции большое внимание было уделено и вопросам компетентности родителей в реализации прав их детей на инклюзивное образование. «Родителям приходится становиться профессионалом в области образования, здравоохранения и реабилитации ребенка. Поэтому встреча коалиции – это возможность получить уникальный опыт коллег со всей страны», – говорит председатель Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов по Московской области Наталья Авилочева.
Встреча показала также и не очень приятные данные по готовности и внедрению успешной инклюзии в школы по регионам. Например, в Карелии более 70 % школ не обладают специальными образовательными условиями для детей с особенностями развития, ПМПК при вынесении рекомендаций делает акцент не на потребности ребенка, а на врачебное заключение, не реализуется и не предоставляется необходимое количество часов для обучения и т. д. Все эти и многие другие проблемы зачастую становятся актуальными из-за недостатка государственного финансирования. На встрече было отмечено, что во многих регионах местное законодательство не приведено в соответствие с федеральным, из-за этого возникает большая разница в бюджете на реализацию инклюзивным программ по стране.
Встреча Национальной Коалиции завершилась проведением круглого стола «Актуальные вопросы развития инклюзивного образования. Опыт Москвы и регионов» с представителями Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, и с приглашенными экспертами из Института проблем интегрированного образования МГППУ, Института коррекционной педагогики РАО, Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате и Регионального отделения ВОРДИ Московской области.
Итоги этого круглого стола в течение двух недель обсуждались всеми членами Национальной коалиции «За образование для всех!», и 28 февраля 2019г. в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации были направлены конкретные Предложения от имени 30 общественных организаций людей с инвалидностью и родителей детей с инвалидностью из 25 регионов Российской Федерации.