Каждый родитель вправе выбирать для своего ребенка тот формат обучения, который соответствует его потребностям и возможностям. Если выбор связан с инклюзивным образованием, то никакая школа не вправе ни отказать в предоставлении такого образования, ни навязывать родителям коррекционное обучение ребенка с РАС. Как справедливо заметили специалисты Ассоциации «Аутизм – Регионы»: «После коррекционного класса и коррекционной школы для наших детей нет коррекционного общества».
Следующие ресурсы будут полезны в случае столкновения с дискриминацией в процессе реализации права ребенка на инклюзивное образование:
- Гражданам России гарантировано право на получение качественного образования без дискриминации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 5, пункт 5.1.)
- Обучающиеся с ОВЗ могут получать образование как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 79, пункт 4.)
- Право выбора образовательного учреждения принадлежит родителям ребенка (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1.)
- Модель «ресурсный класс» обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. № ТС-267/07 «О направлении информации»).
Также родителям ребенка с РАС и УО необходимо владеть информацией о том, что отсутствие у школы лицензии для реализации программ 8.3 и 8.4 не является причиной отказа в обучении, так как документами Минобрнауки России и Рособрнадзора не предусматривается проведение аккредитации общеобразовательных организаций, обучающих детей с умственной отсталостью в общеобразовательных классах (Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 № 07-818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»).
Полный текст материала о праве детей с РАС на инклюзивное образование вы можете прочесть в группе Ассоциации «Аутизм – Регионы» на Фейсбуке.