Все особенные дети особенны по-своему, но их объединяет схожесть проблем на разных этапах обучения, схожесть социальных трудностей и схожесть особых черт, характерных для РАС. В данной статье представлены некоторые стратегии для педагогов, которые помогают наиболее верно выстроить процесс обучения ребенка с РАС, помогают понять их главные потребности и лучше считывать информацию о своем состоянии, которую ребенок пытается своими способами донести до учителя и которая, к сожалению, не всегда бывает адекватно и верно понята.
Автор рекомендаций Фергюс Мюррей – педагог с большим стажем, учитель математики и химии, один из основателей Общества взаимопомощи для людей с аутизмом Эдинбурга. Его статья имеет большую ценность не только из-за его профессионализма и опыта, но и как рекомендации, данные человеком, имеющим к РАС непосредственное отношение. В 32 года у него был диагностирован аутизм и Фергюс Мюррей как никто другой может поделиться практическими знаниями, можно сказать, изнутри проблемы.
Автор пишет: «Если вы действительно хотите понять, с какими затруднениями сталкивается тот или иной ваш ученик, и как вы можете ему помочь, лучше всего будет просто поговорить с ним. Постарайтесь поверить ему, когда он говорит, что именно вызывает у него затруднения… Вследствие этого нельзя решить проблему, основываясь на собственных предположениях. Что должно быть легко для человека с аутизмом и что трудно выполнимо – лучше всего знает он сам».
Статья «Рекомендации для учителей по работе с учениками с расстройствами аутистического спектра – от учителя с аутизмом» сосредоточена на определении шести характерных черт, которыми в той или иной мере обладают люди с РАС. Знание об этих чертах и возможность их идентифицировать дает очень важные результаты на практике – используя в обучении и коммуникации эти особенности, педагог может наиболее эффективно построить процесс обучения и организовать все таким образом, чтобы ученик с аутизмом мог наиболее продуктивно развиваться и усваивать материал.
Фергюс Мюррей рассказывает о том, как ребенку (да и не только ребенку) с РАС сложно справляться с несколькими потоками информации одновременно, но уж если происходит заинтересованность в чем-либо, то остальная, неважная, по мнению ученика, информация вообще никак не усваивается и проходит фоном. Педагог дает советы, как работать в этом направлении учителю, как применять суровую логику, рациональные аргументы и режим для введения ученика в нужное русло. Также в статье рассматриваются вопросы стабильности и размеренности – та основа, на которой держится «душевное равновесие» ребенка с РАС. Ученикам с аутизмом проще существовать в предсказуемой ситуации: предсказуемость снижает когнитивную нагрузку и смягчает стресс, а чем больше всего происходит неожиданно, тем более неустойчиво они себя чувствуют.
Знания о шести характерных чертах, которыми обладает человек с расстройством аутистического спектра – это большая помощь учителям и основа для понимания некоторых характерных сложностей, с которыми сталкиваются люди с аутизмом. Фергюс Мюррей считает, что главное в обучении – понимать истинные причины происходящего и терпеливо идти уверенными шагами, нацеливаясь на долгосрочную перспективу.