Инклюзивная среда в образовании: этапы создания

Институт проблем инклюзивного образования МГППУ представляет методические рекомендации «Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях».

Данные рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, которые заинтересованы в создании инклюзивной образовательной среды и проектировании процесса развития инклюзии.

Книга «Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях» разработана коллективом авторов МГППУ и адресована образовательным организациям общего образования. В издании рассматриваются психолого-педагогические и нормативно-правовые основания для создания инклюзивной среды образовательной организации, а также способы проектирования инклюзивной среды.

Качественные изменения самой школы, необходимые для создания эффективных условий включенности каждого ребенка в образовательный процесс, требуют структурирования, оценки и совместного проектирования инклюзивной образовательной среды.

Авторы сделали обзор отечественных и зарубежных подходов к определению понятия «инклюзивная образовательная среда», представили требования к инклюзивной образовательной среде и способам ее оценки, описали этапы ее создания и роль участников образовательного процесса. Также уделили внимание сетевым ресурсам для создания инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.

Данные методические рекомендации, подготовленные на основании экспертной работы и научных исследований сотрудников Института проблем инклюзивного образования МГППУ, могут помочь руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций сформировать школьный проект по созданию инклюзивной образовательной среды и вести систематическую работу по оценке и проектированию ее основных компонентов.

От авторов:

«Сегодня мы понимаем, что недостаточно внедрять идею инклюзии волей образовательной политики. Инклюзивность должна стать направлением изменений всей системы современного образования, вследствие этого необходимо проектировать образовательную среду каждой школы на основе принципов инклюзии и участия всего школьного сообщества».

«Ряд тематических исследований показал, что для того, чтобы школы стали инклюзивными, в них необходимо развивать обучение в соответствии с «экологией инклюзии». Экология инклюзии является фундаментальным понятием, объясняющим разницу между специальным и инклюзивным обучением».

Авторский коллектив, который работал над этой книгой, надеется на то, что рекомендации окажутся полезными, вызовут дискуссии и обсуждения в педагогических коллективах и будут применены в проектировании образовательной среды школы, идущей к инклюзии.

Электронный вариант методических рекомендаций «Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях» вы можете скачать в свободном доступе.