Инклюзивный педагог как проводник инклюзивной культуры

Создание инклюзивного общества – процесс системный, и центром этого процесса можно назвать инклюзивное образование, из которого тянутся ветви во все области социальной жизни.

Инклюзивное образование реализуется эффективным и профессиональным взаимодействием специалистов с учениками. Инклюзивные педагоги обеспечивают детям с ОВЗ не только получение образования, но и помогают им в социальной адаптации, то есть их ответственность и роль во включении человека в социум очень велика.

Современная жизнь все больше разворачивается в сторону инклюзии, и профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до высшего. Педагог инклюзивного образования занимается обучением людей с ограниченными возможностями здоровья при помощи специальных подходов и методик, которые наиболее эффективны для реализации образовательного потенциала каждого отдельно взятого ученика.

В основе деятельности инклюзивного педагога лежит личностный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, основанный на их особенностях и потребностях. Чтобы включить человека с ОВЗ в общеобразовательный процесс вместе с другими, необходимо освоение профессии педагога ИО, специальная подготовка и ряд личных качеств, которые необходимы для работы.

В России очень велика необходимость в педагогах инклюзивного образования, и чем больше будет компетентных людей в этой профессии, тем качественнее будет проходить инклюзия ребенка с инвалидностью. Нехватка квалифицированных специалистов в этой области тормозит реализацию права каждого человека на получение образования, оставляя за бортом жизни тех людей, которые при должном подходе смогли бы раскрыть свой потенциал и получить образование исходя из своих возможностей и особенностей.

Учитель, работающий исключительно с нормотипичными детьми, имеет представление и опыт работы предыдущих поколений педагогов и ученых, чьи методики направлены именно на обучение и становление ученика, развитие которого проходит в определенных нормах – некий усредненный и более-менее устоявшийся процесс взаимодействия и передачи знаний. Специфика профессии педагога инклюзивного образования состоит в том, чтобы донести нужную информацию до ребенка с особенностями таким образом, чтобы он максимально смог ее усвоить – не трансляция знаний в целом, а направленное действие метода на каждого ученика с ОВЗ.

На фоне нехватки педагогов инклюзивного образования в российских образовательных учреждениях сейчас все больше и больше вузов, колледжей, училищ и техникумов предоставляют возможность абитуриентам выбрать свой путь, связанный с получением профессии инклюзивного педагога. Многие учебные учреждения предоставляют также и курсы повышения квалификации, ускоренные курсы, семинары и другие виды дополнительного образования, позволяющие освоить профессию педагога ИО тем специалистам, которые уже работают в педагогической системе и хотят связать свою деятельность именно с инклюзивным образованием.

Абитуриенты, заинтересованные в получении профессии педагога инклюзивного образования, на портале «Поступи онлайн» могут найти вузы и ссузы своего города, которые осуществляют обучение по профессии инклюзивного педагога.