Когнитивное развитие и образовательная траектория

Специалисты ФРЦ МГППУ проводят комплексное обследование детей с РАС на выявление уровня их когнитивного развития.

Родители детей с аутизмом часто задаются вопросом: как можно проверить уровень развития интеллекта у ребенка с РАС?

Особенности развития когнитивной сферы детей с аутизмом диктуют специфику трудностей переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира ребенка. Особый когнитивный стиль ребенка с РАС – это устойчивая специфическая характеристика, сохраняющаяся и во взрослой жизни человека с аутизмом.

Всестороннее исследование уровня когнитивного развития ребенка с ментальными особенностями поможет семье правильно спланировать образовательную траекторию перед началом учебного года или принять решение об изменении образовательного маршрута.

В поисках причин проблем в когнитивной сфере рассматриваются особенности организации познавательных процессов, проблемы гибкости, произвольности поведения, дисфункция процессов сенсорного восприятия, особенности речевого развития и мн. др.

Есть различные методики, которые позволяют провести подобное тестирование в зависимости от навыков каждого конкретного ребенка.

Федеральный ресурсный центр МГППУ предлагает два варианта диагностики уровня когнитивного развития ребенка:

1. Комплексная диагностика уровня когнитивного развития с целью выявления возможных причин трудностей обучения, адаптации и социализации. Этот вариант предпочтительнее, если репертуар речевых и коммуникативных навыков ребенка не очень большой или тестирование проводится впервые. Данный вариант обследования рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 5 лет и старше. На базе ФРЦ МГППУ обследование проводится сотрудниками научной лаборатории.

Подбор диагностических инструментов проводится с учетом заявленных трудностей и индивидуальных особенностей:

  • тест Векслера (детский вариант);
  • психолого-образовательный профиль (PEP-3);
  • батарея тестов Кауфманов (КABC — II);
  • оценка адаптивных навыков с применением шкалы адаптивного поведения Вайнленд (VABS).

2. Оценка уровня интеллектуального развития ребенка (тест Векслера, WISC) – наиболее распространенная методика оценки развития интеллектуальной сферы. Проведение данного вида тестирования вербального и невербального интеллекта предполагает у ребенка определенный уровень владения устной речью и навыков сотрудничества. Специалисты ФРЦ всегда проводят данное тестирование с учетом особенностей поведения и восприятия ребенка с РАС. Рекомендуется проводить тестирование с 6 лет.

Узнать подробнее о проведении процедуры диагностики уровня когнитивного развития ребенка, а также записаться на обследование вы можете на сайте ФРЦ МГППУ.