Несмотря на то, что в наше время недостатка информации в принципе не существует и если задаться целью, то любой человек может найти что угодно по какой-угодно теме, все равно осведомленность населения России об особенностях людей с РАС довольна низка. Как известно, безграмотность порождает домыслы и мифы, и в случае с аутистическим спектром зачастую так и происходит. Люди плохо понимают, что это за расстройства, чем они характеризуются и что имеют в основе.
Из ролика вы узнаете, почему еще десять лет назад было меньше случаев РАС и такой диагноз ставили реже, правда ли то, что аутизм никак нельзя исправить, и является ли диагноз РАС гарантированным катализатором гениальности ребенка, а также о многом другом.
Помимо рассмотрения распространенных заблуждений о расстройствах аутистического спектра, Елена Багарадникова в своем интервью подробно и последовательно останавливается на вопросах, которые очень актуальны для родителей детей с РАС. Ее практические знания основывается не только на той профессиональной и общественной деятельности, которой она занимается, но также и на личном опыте воспитания сына с РАС.
Елена подробно рассказывает о необходимости раннего выявления особенностей ребенка, затрагивает вопросы диагностики и ширины аутистического спектра, дает советы родителям, что нужно делать в первую очередь и на что обратить внимание, если у них возникают тревоги относительно нормотипичного развития ребенка. Также обращает внимание на необходимость правильного выбора методов работы и регулярности занятий с детьми с аутизмом, потому что при раннем вмешательстве и профессиональном подходе к каждому ребенку возможно скорректировать и компенсировать его состояние настолько, что его отличия будут минимальны.
Разговор идет также и про некоторую романтизацию аутичных людей, которая запускается посредством кино и литературы, где герои, обладающие РАС, обладают еще и незаурядными способностями в том деле, которым занимаются. Здесь, по словам Елены Багарадниковой, есть и плюсы, и минусы. Плюсы заключаются в том, что через такую романтизацию общество становится более толерантным, ближе знакомится с положительным образом человека с РАС, показывается человек такой же, как и все остальные, и в инклюзии людям становится легче их принимать. А вредное влияние состоит в том, что от каждого человека с РАС начинают ждать какой-то гениальности и особой одаренности, хотя «статистика показывает, что процент одаренных людей среди людей с аутизмом ровно такой же, как и среди всех остальных».
Большое внимание в разговоре было уделено инклюзии: «Инклюзия ребенка с РАС строится только при участии родителей, вся инклюзия в России опирается исключительно на родителей, начиная от первого шага, сделанного в сторону садов и школ, и заканчивая всеми ветками процесса. Ничего готового для наших детей в школах и садах нет. Инклюзия – процесс очень сложный. Нельзя просто поместить ребенка в среду, важно сопровождать этот процесс от и до. Это трудозатратно, ресурсозатратно и без надлежащего финансирования, обучения и нарабатывания опыта ничего не получится. Инклюзия – это встречное движение».
Также зрители ролика узнают о том, в чем заключается деятельность РОО помощи детям с РАС «Контакт» и чем эта организация помогает родителям и детям.