Уже много лет РООИ «Перспектива» проводит свои «Уроки доброты», которые учат детей, что все люди разные и существуют люди, имеющие определенные особенности, с которыми нужно не просто считаться и принимать, но и воспринимать их особенности как норму. Мы представляем вашему вниманию видеоролик «Уроки доброты», снятый РООИ «Перспектива» для популяризации инклюзии в российском обществе.
Формирование толерантности и знание жизни людей с разными формами инвалидности нужно воспитывать с самого детства. Один из многочисленных инклюзивных проектов РООИ «Перспектива» – «Уроки доброты» – направлен именно на детскую аудиторию. На «Уроках доброты» в игровой форме дети узнают, как устроен быт человека с инвалидностью.
Мария Назукина, сотрудник отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»: «Главная цель «Уроков доброты» – чтобы у детей не было никакого непонимания и отторжения по отношению к людям с инвалидностью. Чтобы они их не боялись и воспринимали такими, какие они есть – равными. И главное, чтобы все их определенные особенности дети воспринимали как норму».
«Уроки доброты» помогают детям с инвалидностью и без сплотиться, подружиться, стать более понимающими, помогать друг другу и воспринимать реальность такой, какая она есть. Во многих школах России внедряется инклюзивное образование. И методы инклюзии по отношению непосредственно к образовательному процессу включают в себя так же и работу с учениками, не имеющими инвалидности. Объяснить ребенку и познакомить его с реалиями жизни его одноклассника, имеющего инвалидность, – одна из первостепенных задач проекта «Уроки доброты».
Одна из учениц школы, которая стала участником «Уроков доброты», Тася Хаповская поделилась новыми знаниями: «Теперь я знаю, как общаться со слабослышащими людьми. Они читают по губам, и поэтому не нужно ничего прикладывать ко рту, чтобы им было легче видеть, что ты говоришь».
Дети узнают особенные потребности и проблемы одноклассников с инвалидностью. На «Уроках доброты» обычные школьники учатся понимать нюансы повседневной жизни человека с ОВЗ, у них есть возможность погрузиться в те реалии, которые не были им доступны, но которые существуют рядом с ними. Детям объясняют, что обычные, машинальные действия, которые каждый человек совершает даже не задумываясь, для людей с инвалидностью могут представлять проблемы. Например, завязать шнурки одной рукой или объяснить что-то продавцу в магазине – это не всегда просто, если у тебя нет возможности быть полностью похожим на других: «Людям, у которых нет какой-то конечности, труднее совершать повседневные, обычные действия. Им сложнее что-либо сделать. И для меня это непонятно – как они умудряются всё успевать? Например, не опоздать на работу!», –говорит шестиклассница одной из московских школ Вика Вилкова.
Когда проект «Уроки доброты» внедряется в какую-либо школу, то РООИ «Перспектива» организует первый пробный урок с ребятами, первую встречу, на которой специалисты проводят беседу и выясняют у школьников, насколько они готовы к обсуждению темы. На основе этих данных формируется программа занятий – индивидуальная для каждой группы учеников.
Мария Назукина: «Эти уроки проводят молодые люди с разными формами инвалидности. И ребята могут напрямую задать им все интересующие вопросы – то, на что их школьный учитель ответить либо не способен, либо у него нет возможности ответить».
Данный видеоролик снят в рамках проекта РООИ «Перспектива» «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне».