Инклюзия предполагает, что все участники процесса понимают, принимают и работают в направлении инклюзивной модели. Это значит, что в отдельно взятой школе, нацеленной на реализацию инклюзивного образования, все педагоги, администрация, технический персонал, ученики, родители учеников и др. должны быть в струе идеи инклюзии, обладать толерантным мышлением, эмпатией и желанием взаимодействовать с ребятами с синдромом Дауна. Когда особенности перестанут вызывать недоумение, непонимание или страх и станут в сознании людей не аномалией, а одним из векторов нормы, тогда можно будет говорить об идеальных условиях для реализации инклюзивного образования.
В современных реалиях часто ситуация такова, что человек с СД часто становится изгоем с самого детства. Учителя отказываются включать его в учебный процесс из-за недостатка квалификации по работе с особыми учениками, одноклассники не принимают его особенностей, а родители боятся, что присутствие такого ребенка в классе будет тормозить обучение их детей. К счастью, процесс инклюзии запущен и, медленно, но верно развивается по всей России. И есть много успешных примеров обучения детей с синдромом Дауна в обычной школе, когда от совместного взаимодействия выигрывают все.
Инклюзивная школа для ребенка с СД – это своего рода модель мира, в котором он учится получать знания, навыки, общаться с людьми, учится самоконтролю и пониманию себя. Большая часть успеха такого обучения, конечно же, лежит на плечах специалистов, работающих в школах. От уровня их подготовки и понимания инклюзии зависит эффективность и положительная динамика в обучении каждого ученика. Но не стоит забывать о таком важном элементе, как вовлечение родителей. Их участие в процессе инклюзивного образования как самых близких своим детям людей помогает педагогам лучше понять ребенка и в сотрудничестве с родителями решать возникающие трудности.
На портале благотворительного фонда «Даунсайд ап», который с 1997 года признан лидером в области оказания ранней психолого-педагогической и социальной помощи детям с синдромом Дауна и их семьям в России, выделены основные правила инклюзивной школы:
— Все ученики равны в школьном сообществе.
— Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.
— У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
— Планируется и проводится эффективное обучение.
— Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников.
— Семьи активно участвуют в жизни школы.
— Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
— Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка, ведь одним из главных компонентов успешной практики инклюзивного образования является идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося.
Для родителей детей с синдромом Дауна на портале опубликован список инклюзивных организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна в разных городах России – дошкольные и школьные учреждения, реабилитационные центры, студии развития и др.