Пандемия и образование детей с инвалидностью: итоги всероссийского опроса

РООИ «Перспектива» при поддержке Национальной коалиции «За образование для всех!» совместно с Inclusive Education Initiative и с участием социологов Международной лаборатории Исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ провели опрос «Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью?»

В опросе приняли участие 303 человека из 100 городов, деревень и поселков со всей России. Получилось составить максимально полную картину происходящего, ведь отвечали на вопросы не только родители детей с инвалидностью, но и педагоги, а также сотрудники НКО.

Проблемы дистанционного обучения

Абсолютное большинство учителей, психологов и родителей считает, что детям с инвалидностью гораздо сложнее обучаться дистанционно, чем детям без нее. Самая основная проблема – отсутствие у детей доступа к реабилитации и дополнительному образованию. Такую проблему озвучило 57 % участников опроса. На втором месте – отсутствие у родителей хоть какой-либо возможности полноценно обучать ребенка дома (55 %). Опрос показал, что у большинства родителей нет ни нужных учебников, ни знаний о том, как использовать онлайн-технологии. У некоторых семей ситуация критическая: 28 % не имеют компьютера или планшета, а 17 % – даже доступа в Интернет.

Также родители отметили, что им не предоставили специальных учебных материалов, которые отвечают потребностям ребенка с инвалидностью. Катастрофически не хватает учебников и художественной литературы на шрифте Брайля (81 %), речевых коммуникаторов (87 %), видеоматериалов с субтитрами (89 %). Но хуже всего ситуация обстоит с отсутствием экранных считывающих устройств (91 %) и отсутствием помощи тьюторов и ассистентов (92 %).

Такие комментарии оставляли родители и педагоги во время всероссийского опроса на тему «Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью?»:

«Дети 2 месяца были в режиме самообучения. Вот и вся дистанционка!»

«Нагрузка легла на родителей, но ведь мы не педагоги!»

«Верните школу!»

В какой поддержке нуждаются семьи

Помимо финансовой помощи, большинство родителей ответили, что в последующие полгода их детям потребуется психологическая поддержка: реабилитационные летние программы, общение со сверстниками, коррекционными педагогами и психологами, а также индивидуальные занятия с репетиторами.

В психологической поддержке нуждаются и сами родители (85 % опрошенных). Также им не хватает знаний о методах обучения своих детей и в целом о юридической стороне вопроса. Каждый пятый родитель указал, что в период карантина ему не хватало информации о своих правах в сфере образования.

Что думают сами дети

Со слов родителей и педагогов, хуже всего оценивают ситуацию незрячие дети, а также дети с проблемами эмоционально-волевого характера. Большинство говорит о том, что дети с инвалидностью на карантине стали тратить на учебу больше времени (62 %). Причем некоторые указали, что теперь у ребенка на учебу уходит все свободное время. К сожалению, это не привело к повышению качества усвоения материала – большинство родителей и педагогов сказали, что на дистанционке успеваемость детей только ухудшилась.

Что ждет детей после открытия школ?

И родители, и педагоги, и дети очень ждут открытия школ. Но многие респонденты высказали опасения по поводу трудностей, которые непременно возникнут в новом учебном году. Это забывание пройденного материала, низкая концентрация внимания, «откат социального общения», потеря навыков работы в классе, стресс, снижение иммунитета за период самоизоляции и, конечно, нехватка педагогов.

Чтобы избежать этих проблем, родители и педагоги предлагают перенести на начало следующего учебного года темы, которые были изучены самостоятельно в апреле и мае. Также придется уделить время повторению материала и вводить нагрузку постепенно. Не обойтись без административного ресурса: нужно значительно увеличить количество педагогов, психологов, тьюторов и помощников. Абсолютное большинство родителей и педагогов высказали опасения по поводу профилактики коронавируса в школах. Они предложили организовывать обработку и проветривание классов, сделать обязательным ношение масок и перчаток, а также ежедневно измерять температуру у учеников и персонала школы.

Выводы

Несколько месяцев карантина показали, что организация дистанционного обучения в России пока еще находится на низком уровне. Эта проблема особенно остро стоит для детей с инвалидностью, поскольку многие из них учатся на дому круглый год. В некоторых школах педагоги смогли быстро адаптироваться под новые условия. Но большинство опрошенных родителей убеждены, что школа не справляется с дистанционным форматом, а учителя не выполняют свои обязанности, полностью переложив обучение детей с инвалидностью на плечи родителей. Помимо ухудшения успеваемости, карантин усугубил и проблему изоляции детей с инвалидностью от сверстников, что негативно сказывается на их социализации.

Полный отчет по анализу результатов опроса можно посмотреть здесь.